Пираты XXI века

Однажды в Минск с деловым визитом прибыли немецкие кинодистрибьюторы. Заграничные продавцы кино, глядя на наши прилавки с дешевым пиратским видео, немели от зависти: это же надо, не успел Джордж Лукас смонтировать свой новый фильм «Звездные войны», а в Минске блокбастер уже продается, чистенькой пиратской копией отменного качества...

Однажды в Минск с деловым визитом прибыли немецкие кинодистрибьюторы. Заграничные продавцы кино, глядя на наши прилавки с дешевым пиратским видео, немели от зависти: это же надо, не успел Джордж Лукас смонтировать свой новый фильм «Звездные войны», а в Минске блокбастер уже продается, чистенькой пиратской копией отменного качества. Разумеется, лицензионным DVD–дискам трудно выдерживать ценовую конкуренцию с «пиратками», к тому же «кинокрады», как правило, шевелятся быстрее официальных дистрибьюторов и первыми предъявляют киноманам долгожданные премьеры.


Директор УП «Киновидеопрокат» Василий Коктыш уверен, что в Беларуси пиратов нет.


— У «деловых людей» нет необходимости записывать копии фильмов в залах минских кинотеатров. Мы с этим видом бизнеса никак не связаны. Для того чтобы записывать конкурентоспособное пиратское видео, необходимо дорогое оборудование, как минимум киностудия. Поскольку рынок сбыта в Беларуси небольшой, значительно дешевле заниматься этим в России и Украине. Рынок пиратских услуг там очень сильно развит, используются космические технологии, запись нелицензионного видео осуществляется через спутник. Что вы! У нас это в принципе невозможно. Вот рынок тиражирования и распространения пиратского видео — это да, сильно развит. Я с этим не спорю. Моя жена покупает сериалы — 20 серий — за сущие копейки, 8 тысяч, по–моему, сейчас стоит пиратский диск. Как с этим бороться, я не знаю, это к правоохранительным органам вопрос. Моя задача — достойно конкурировать с пиратами и доказывать синефилам, что в кинотеатре смотреть фильм значительно лучше, чем любую пиратскую копию. Между прочим, у нас сегодня активная часть зрителей выбирает кинотеатры.


Сценарист белорусского детского кино «Три талера» Андрей Федаренка не согласился с г–ном Коктышем. Андрей Михайлович сам лично покупал пиратские версии своих «Талеров». «Причем белорусского и российского производства. Кстати, российская копия была идеального качества, а белорусская — с техническими проблемами, диск или не «читался», или звук был плохой, или изображение притормаживало, — рассказывает Федаренка. — Хотя для меня лично и оригинал фильма «Три талера» является пиратским. Мне до сих пор не заплатили ни за сценарий, ни за использование имени, ни за использование брэнда заглавия... Из всего этого я делаю вывод, что институт авторских прав у нас совсем не работает, а, значит, антипиратских организаций никаких не существует».


В России, где рынок кинопроизводства набирает обороты, с пиратами борьба все же ведется, но не системная, а, скорее, образцово–показательная. Накануне премьеры фильма продюсеры, в частности, руководитель Первого канала Константин Эрнст, могут организовать рейд по точкам распространения пиратского видео, арестовать продавца и упечь его в тюрьму на несколько лет за реализацию нелицензионного продукта. «Поэтому пираты российские стали побаиваться копировать российское кино и весь бизнес потихоньку перемещается в Украину, — считает Василий Коктыш. — А в Беларуси, и все об этом знают, пираты не записывают фильмы».


Что ж, скажем несколько слов об изощренных методах работы российских и украинских пиратов.


«Тряпочные» копии


Иногда смотришь свеженький российский фильм с украинскими субтитрами и оригинальным звуковым сопровождением вроде скрипа стульев и чавканья. Это значит, что «тряпочная» копия писалась с экрана в ближнем зарубежье. Как правило, такое можно купить на диске с 8 — 12 новинками сезона за сущие гроши. Пока мы готовы не обращать внимания на качество, «экранки» или «тряпки» (как называют запись фильма, сделанную видеокамерой или даже мобильным телефоном прямо во время сеанса) будут востребованы.


— Бороться с этим трудно, — считает директор Российской антипиратской организации (РАПО) Константин Земченков. — Пираты покупают несколько мест подряд в трех рядах, чтобы соседи не были случайными людьми, и привинчивают камеру к спинке кресла. В ответ мы оснащаем залы кинотеатров приборами ночного видения, чтобы засекать операторов.


Вы смотрите кино, а вас записывают на видео


На открытии ММКФ на дверях «Пушкинского» красовалось объявление: «Во время показа будет вестись видеозапись. Отправляясь в зал, вы автоматически даете разрешение на то, чтобы вас снимали на видео». После сеанса запись внимательно изучают, выискивая граждан с нацеленным на экран мобильником. Приборы ночного видения используют с той же целью: охрана, как правило, из будки киномеханика «мониторит зал».


— Это все аттракцион для бедных. Так пыль в глаза пускают Голливуду. Классические «экранки» сегодня никого не интересуют. Ну выложат такую в Интернет или запишут на поганенький сборник. Пиратам нужно качество, чтобы наделать хороших дисков, которые смогут конкурировать с «лицензионкой». На нашем рынке они появляются благодаря пиратам из–за «бугра». Последняя громкая премьера у нас прошла тогда, когда на всех рынках продавали качественные диски с «тряпкой», сделанной на токийской премьере за 2 недели. Там проще записать «экранку» прямо из будки механика, — поделился с нами секретами мастерства Алексей (он клянется, что к пиратам не имеет никакого отношения, но мы свечку, как говорится, не держали). — Когда они ищут пирата с мобильником, плакать хочется. Даже самые современные встроенные камеры с хорошим разрешением не выдерживают 1,5 — 2 часа съемки — аккумуляторы садятся. Телефон не поставишь на штатив, а с руки самый опытный оператор фильм нормально не запишет.


Коробку может слепить даже даун


Но каждый зритель знает, что фильмы все равно крадут. Покупая диск на рынке, никогда нельзя быть уверенным, что берешь не «пиратку». Умельцы наловчились хорошо подделывать «лицензионки».


— Украденная копия фильма проходит авторинг — сведение аудио– и видеоматериала. На это уходит примерно полдня. Еще столько же на мастеринг — изготовление мастер–диска, с которого и будет идти тираж. На заводской линии с него снимается 30 — 40 дубликатов в минуту, — продолжает объяснять механизм Алексей. — Одновременно вовсю идет сборка коробок. Работа вообще для даунов. Я точно знаю, что один цех по сборке коробок работал в психушке! Милиция накрыла. Обложки, голограммы, прочую ерунду закупают только те, кто поставляет товар в магазины. Для рынков гонят продукцию попроще.


С пиратами в России борется тоже с виду очень миниатюрная структура — РАПО. В штате всего 28 человек, по Москве работают только пятеро... Есть лаборатория, которая определяет завод, где была произведена пиратская продукция. 11 лет назад инициатором создания РАПО стала Ассоциация кинопроизводителей Америки (MPAA). Финансируется организация наполовину МРАА, наполовину российскими прокатчиками. Бюджет РАПО — несколько миллионов долларов в год. Западные партнеры, по слухам, помогали лоббировать в Думе поправки в УК, из–за которых пойманный на горячем пират теперь может схлопотать до 6 лет заключения.


Но директор РАПО не устает повторять, что все беды — от коррупции и крупные пираты давно научились договариваться с кем следует. Впрочем, одну победу за РАПО признают даже их недоброжелатели: в России практически удалось пресечь практику кражи фильма по пути из киностудии в кинотеатр.


Главные пираты засели на голливудских холмах?


На сегодняшний день существует единственная компания, занимающаяся доставкой копий фильмов по всем кинотеатрам, в том числе и белорусским. «Кинологистика» получает фильмокопии от всех производителей, желающих заработать на российском прокате. Иностранный фильм поступает к нам не в том виде, в каком демонстрируется в кинотеатрах. Российский представитель получает исходные материалы: оригинальную версию фильма, речевое озвучание, музыку и эффекты. Наш прокатчик оплачивает дубляж, тираж копий, рекламную продукцию. Ленты приходят не целиком, а частями. Такую страховку придумали на голливудских холмах.


На всех пленках нынче стоит свой watermark, который можно увидеть только с помощью спецоборудования. Метка не исчезает при копировании на любой другой носитель. Так что специалисты из РАПО, обнаружив контрафакт, со стопроцентной точностью могут определить, в каком кинотеатре его сделали, и потребовать усиления мер безопасности. Причем watermark теперь ставят не только за рубежом, недавно такое оборудование приобрел и «Мосфильм».


— Раньше кинотеатры обвиняли наши компании в том, что копии делает курьер, заезжая по дороге к пиратам, а сами они ни при чем. Чтобы избежать этого, мы разработали так называемые одноразовые мешки, — рассказывает Земченков. — На фильмобазе каждый набор бобин помещают в такой мешок и опечатывают пломбой. Мешок невозможно вскрыть незаметно, не повредив пломбу с номером. Сотрудник кинотеатра проверяет, прибыл ли мешок в целости и сохранности, и подписывает акт. С этого момента за пленку отвечает кинотеатр.


До появления монополиста — «Кинологистики» — случались казусы с курьерами. В Москве пленки расходятся за день до показа, но, предположим, в Минск они должны отправиться за 2 — 3 дня, а на Дальний Восток копия выезжает за 10 дней до намеченного срока премьеры. Пираты пробовали подкупить курьеров за 10 — 40 тысяч долларов в зависимости от калибра картины. Теперь эта схема не работает. Курьеры боятся идти на сделку, понимая, что вычислить их теперь проще простого. Кстати, гендиректор «Кинологистики» Валерий Шорунов тоже не делает секрета из мер безопасности.


— Фильмы по стране рассылаются в разной комплектации: в одном пакете могут быть четные части, в другом — нечетные. Плюс каждая копия оснащена внутренним индивидуальным чипом, который можно считать на «пиратке», — рассказывает он. Шорунов вспоминает, как в 2002 году лично летал в Лос–Анджелес, на студию «Юниверсал», перед премьерой «Царя скорпионов». Там взял первую из изготовленных фильмокопий и повез ее в Москву. В два ночи был в «Шереметьево», в семь утра — на «Мосфильме», в цехе обработки пленки. Какие пираты, если в моих руках была копия № 1! По дороге останавливаюсь у киоска, чтобы купить газеты, и... вижу видеокопию фильма, который только что привез в Россию. Дубляж был не наш. Я понял, что главный пират сидит в Лос–Анджелесе и к российской премьере он готовился раньше меня. Если судить по названиям на DVD, продающихся на развалах, он там сидит и по сей день.


Светлана Дорофеева, Любовь Вертинская, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter