Пираты идут на абордаж

Не так давно наблюдала сценку возле одного из городских киосков в Минске.
Не так давно наблюдала сценку возле одного из городских киосков в Минске. Иностранец покупал видеокассеты и на ломаном русском пытался узнать у продавца, почему они такие дешевые. А в ответ услышал: это, дескать, наши белорусские цены.

Впрочем, если бы этому торговцу довелось объясняться с сотрудниками милиции, то ему было бы не до шуток. Как известно, низкие цены на такой товар - явный признак "пиратской" продукции, которая выпускается и продается с нарушением авторских прав. Во время одного из рейдов сотрудники УБЭП ГУВД Мингорисполкома изъяли у одного из частных предпринимателей целую партию видеокассет и компакт-дисков. А все потому, что у него не было документов, подтверждающих его права на реализацию этой продукции.

- Сегодня фальшивки часто встречаются в рыночной торговле, - рассказывает начальник отдела управления по борьбе с экономической преступностью криминальной милиции ГУВД Мингорисполкома подполковник милиции Александр Камлюк. - Так, во время одного из рейдов сотрудников отдела по рынкам Минска осенью прошлого года только каждый десятый частный предприниматель предъявил им сертификаты на свой товар. И до тех пор, пока продавцов не обяжут выдавать документ, подтверждающий покупку, свои права потребителям будет защищать трудно. Да и нам искать и привлекать к ответственности нарушителей - тоже.

Какие товары у нас регулярно попадают в обойму липовых? Чтобы это узнать, достаточно пройтись по рядам на любом вещевом или автомобильном рынке. Там можно в большом количестве увидеть "фирменные" запчасти к иномаркам, очки, косметику, спортивную одежду. Особую любовь мастера подделок питают к видео- и аудиокассетам, компакт-дискам. При этом качество фальшивок бывает очень высокое. Но их главный отличительный признак - цена. Например, на рынке в Ждановичах она на лицензионные компакт-диски колеблется в пределах 10 - 50 долларов. А поддельный стоит 5 - 10 тысяч рублей.

Авторские права на производство и сбыт продукции защищает Кодекс об административных правонарушениях. Одна из его статей в качестве наказания для "пиратов" предусматривает штраф в размере до 50 минимальных зарплат и конфискацию материалов и оборудования для производства фальшивок в доход бюджета. А изъятая фальшивая продукция должна быть уничтожена. Но многим воротилам подпольного бизнеса подделок такие суммы вряд ли нанесут серьезный урон. Правда, если производство и сбыт нелицензированной продукции налажены в особо крупных размерах, то нарушителей закона могут привлечь и к уголовной ответственности.

Но пока борьба с подделками напоминает ситуацию: не пойман - не вор. Проблема в законодательных нюансах. Чтобы привлечь "пиратов" к ответственности, необходимо установить факт продажи товара, а значит - найти его покупателя.

Поступление в Беларусь подделок товаров известных фирм, к сожалению, отследить практически невозможно. Таково мнение начальника отдела тарифного регулирования Государственного таможенного комитета Сергея Жука. Дело в том, что основная масса товаров поступает в нашу республику из стран, к которым не применяются принципы тарифных преференций. В таких случаях при таможенном оформлении строго не требуется документальное подтверждение, в какой стране был произведен товар и из какой страны он прибыл в Беларусь. Достаточно этикетки или бирки с указанием страны-производителя.

По мнению специалистов таможни, наиболее велика вероятность поступления в нашу республику подделок из России. Там сейчас очень развит так называемый "серый рынок". Речь идет о товарах, не известно кем, где и когда произведенных. А завезти их в Беларусь могут частные предприниматели. Те из них, которые имеют лицензию на розничную торговлю, в соответствии с декретом Президента уплачивают фиксированную ставку единого налога. При поставке товаров из России - это единственный документ, который от них требуют налоговые органы. А таможенному оформлению товары, ввезенные из России в Беларусь частными предпринимателями, вообще не подлежат.

Да и стоит ли об этом беспокоиться, спросит обыватель. В конце концов, это личное дело каждого: покупать на базаре подделку или же идти в фирменный магазин за качественным товаром. И что плохого в том, что человек со средним достатком купит себе "фирменную" вещь, если ее даже эксперты с трудом могут отличить от настоящей?

На самом деле подпольный бизнес, как червь, подтачивает экономику любой страны, даже такой респектабельной, как США. Экспансия фальшивок там привела к потере сотен миллионов долларов из-за неуплаченных налогов на покупки, к закрытию нескольких фирм и увольнению сотен тысяч работников.

У нас, к счастью, не те масштабы. Но компактные городки торговцев из далеких и более близких азиатских стран уже стали привычным зрелищем во многих наших населенных пунктах. И эти вездесущие коробейники предлагают нам, как правило, "фирменный" товар весьма сомнительного качества. Я уже не говорю о том, что адрес его происхождения и технология производства - тайна, покрытая мраком. Но никто пока не подсчитывал, какой урон нашей экономике нанесли и еще нанесут "серые" товары. Думается, и законодательный барометр должен более чутко отреагировать на эти негативные перемены в торгово-экономическом климате.

Информация к размышлению

Проблема контрафактной продукции сегодня стоит достаточно остро и в других странах. Правительство США, как и было объявлено ранее, с 23 января ввело торговые санкции в отношении некоторых категорий украинских товаров. США обвинили Украину в недостаточно энергичной борьбе с нелегальным производством лазерных дисков. Санкции, которые вступили в силу, блокируют украинский импорт в США на 75 миллионов долларов. Украина является одним из европейских лидеров по объемам нелегального производства компакт-дисков. Пиратские копии почти всех новинок музыкальных и других компакт-дисков, которые продаются в Западной Европе по 15 и более долларов за штуку, в Киеве можно купить всего по 3 доллара. Вашингтон уже не первый год обвиняет Киев в игнорировании авторских прав, производстве и экспорте нелегальной аудио- и видеопродукции, что наносит многомиллионный ущерб американским компаниям, и требовал от Украины принятия закона о полном лицензировании всего процесса изготовления дисков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter