Пинский феномен

На фоне криминальной статистики других белорусских городов Пинск издавна выглядел весьма благополучно.
На фоне криминальной статистики других белорусских городов Пинск издавна выглядел весьма благополучно. В советские времена, когда здесь квартировал учебный отряд ВМФ, порядок на улицах мог объясняться особым статусом необычного города: даже воры-гастролеры предпочитали подальше объезжать эту "военно-морскую базу". Впрочем, обладатели бескозырок и тельняшек давно покинули берега Пины и Припяти, но сравнительно спокойная криминальная обстановка тем не менее сохранилась. Видимо, для выяснения причин этого феномена в Пинске побывали за последние годы практически все руководители МВД. Здесь не раз проводились милицейские совещания и семинары, на которых обобщался опыт пинской милиции. Дело в том, что в полесском городе совершается не меньше преступлений, чем в других белорусских регионах, зато здесь они почему-то раскрываются почти на 100 процентов. "Дело в людях, - с легкостью делится секретом заместитель начальника УВД Пинского горисполкома Владимир Цыбулько. - Точнее, в некоторых особых качествах наших сотрудников". О том, что это за качества, можно судить по последним примерам работы пинской милиции.

Уголовный розыск Пинска наверняка буквально трактует название своей службы, стремясь не к сиюминутному результату, а именно к розыску всех звеньев преступных цепочек. Будь наоборот, "опера" еще весной могли бы задержать одного выявленного угонщика автомобиля и бодро отрапортовать о раскрытии преступления, заработав похвальную "галочку" в отчете. А угоны и кражи автомобилей тем не менее продолжались бы прежними темпами: ведь этот промысел в Пинске был поставлен на поток - угонами занимались две группы людей, "под заказ" перегоняющих краденые машины российским покупателям. И единичное задержание члена одной из этих группировок вряд ли отразилось бы на отлаженном преступном бизнесе. Поэтому сыщики три месяца кропотливо выявляли и отслеживали связи преступников, каналы сбыта автомобилей, выясняли численный состав группировок, их уловки и методы. Кстати, о методах. Зам. начальника уголовного розыска Олег Царик рассказал, что преступники в прямом смысле разрушили миф о неприступности каменных гаражей, на которые уповают многие автовладельцы. Они даже не пытались отомкнуть двери с хитрыми замками. А выбивали из стены один-единственный кирпич, затем вставляли в образовавшуюся нишу 12-тонный домкрат и взламывали целую стену...

Результат размеренной оперативной разработки - задержание всех членов обеих преступных групп, раскрытие всех 7 угонов и 10 краж автомобилей, совершенных в этом году. Налицо та самая 100-процентная раскрываемость, достигнутая не кавалерийским наскоком, а скрупулезностью сыщиков.

Однако это качество не стоит путать с медлительностью: в Пинске умеют работать и стремительными темпами. Например, буквально в считанные дни было раскрыто недавнее убийство на берегу Припяти одинокой женщины, туманные обстоятельства которого поначалу не давали никаких шансов на быстрое установление личности преступника. Сотрудник розыска Андрей Тямчик, сумевший оперативно "вычислить" задержанного вскоре убийцу, был поощрен приказом министра внутренних дел. Ценным подарком награжден еще один пинский "опер", мгновенно задержавший преступника, который во время ссоры прямо на улице убил человека. Попытавшись затеряться в людской массе, убийца не предполагал, что в праздной толпе прогуливается и оперуполномоченный Александр Селюжицкий, который не преминул отметить свой законный выходной задержанием вооруженного преступника.

Казалось бы, эти примеры диктуют следующую разгадку особенных свойств пинских милиционеров: они, дескать, в зависимости от обстоятельств способны проявлять как завидное долготерпение, так и молниеносную реакцию. Но это поверхностный вывод. Настоящий секрет - в фанатичной увлеченности своей работой, которую демонстрируют большинство сотрудников местного УВД. Считать себя на службе даже в выходной день - обычное правило не только для сотрудников розыска. Например, в день нашего приезда в Пинск от службы отдыхали бойцы роты патрульно-постовой службы Сергей Стоян и Дмитрий Бойцов. Их отдых вылился в раскрытие нескольких преступлений - они с поличным, при попытках совершения краж, задержали на городском рынке двух наркоманов.

Тут нужно сказать, что патрульно-постовая рота в Пинске - особая служба, выполняющая за отсутствием ОМОНа роль силового милицейского подразделения. Собственно, в официальном порядке никто эти функции ППС не присваивал, но командир роты майор Николай Степанюк считает, что в современных условиях для поддержания порядка на городских улицах мало одного лишь присутствия людей в милицейской форме. Нужно, чтобы люди эти были особенные - способные даже внешним видом внушать горожанам гарантии безопасности, а потенциальным преступникам - трепет перед законом. Поэтому физической подготовке в пинской ППС уделяется особое внимание: сейчас любой из бойцов роты по спортивным данным может составить конкуренцию сотрудникам официальных силовых подразделений. Впрочем, на одни лишь силовые методы Степанюк не уповает. Этот 33-летний офицер, будучи слушателем Академии МВД, отличается и аналитическими способностями - пытается обобщить положительный опыт работы участков милиции, один из которых он возглавлял до создания ППС, выступает в местной прессе с практическими рекомендациями для населения, анализирует криминогенную ситуацию в городе, совершенствует способы несения патрульной службы своими подчиненными. "Одними мускулами уличную преступность не возьмешь", - поясняет он. И его правоту подтверждает тот факт, что пинская патрульно-постовая служба в 2001 году была признана лучшей среди аналогичных подразделений Брестской области. Кстати, как и пинская криминальная милиция в целом, занимающая ведущие позиции в области по раскрытию преступлений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter