Календарь и традиции

«Пiлiпаўскi клубок»

В конце ноября мокрый снег уже чередуется с холодным дождем. Эта немудреная погодная особенность отмечена и в народном календаре, где первый день наступающей недели обозначен как «Эраст (Ераст)», а «Эраст на все горазд». Далее следует «Федор Студит» и: «Со Студита — стужа, и что не день, то хуже».


25 ноября в православных храмах особо поминают святителя Иоанна Милостивого. День очень важный, потому что символизирует все виды помощи и поддержки людям обездоленным и нуждающимся. С давних пор накануне поста даже не самые зажиточные хозяева старались поддержать страждущих. Помогали по принципу: с миру по нитке — голому рубашка, то есть кто чем мог — от корзинки овощей со своего огорода до солидной суммы денег на строительство больницы, но в любом случае тем самым укрепляя свой социальный статус в обществе.

Вообще взаимоотношения «даритель — получатель» заслуживают особого внимания. Обычно их смысл заключается в формуле «даю тебе, чтобы ты дал мне», у нас в Беларуси даже поговорка бытовала: «Дар — за дар, а дарма — нiц». Но ответный дар может иметь самую разную форму, вплоть до вербальной. Например, в виде пожелания достатка в доме, скорого замужества дочери на выданье. Произнесенное в нужное время и в нужном месте это тоже выступает своеобразной формой дара. Даруется надежда на то, что желаемое непременно сбудется. Тем более если дар делается в пользу малоимущих, ответное одаривание никогда не носит материальный характер, а выражается в искренней благодарности и признательности. 

Что касается погоды, любые осадки на Ивана Милостивого в долгосрочной перспективе предсказывали постоянные оттепели до самого Сретения («Грамнiц»).

26 ноября — день святителя Иоанна Златоустого (Златоуста), архиепископа Константинопольского. В своих проповедях он гневно осуждал безнравственность, распущенность и безрассудную роскошь. Что и нынче не теряет своей актуальности.

27 ноября вспоминают Юстиниана, который на территории Беларуси почитался «збавiцелем» от бесплодия. Невозможность иметь детей оборачивалась большой бедой и проблемой для крестьянской семейной пары, ведь дети с малых лет помогали взрослым по хозяйству, а в дальнейшем становились наследниками «назапашанага», продолжателями рода и «бацькавай справы». Нередко бесплодие воспринимали наказанием за «грэх бацькоў». И если мольбы и просьбы к святым оставались неуслышанными, считалось, в таких случаях нужно обогреть теплом и лаской детей–сирот, а то и взять в семью приемного ребенка. И спустя какое–то время Бог пошлет как дар за сделанное добро и свое дитя даже возрастным родителям.

27 ноября еще и Филиппов день. В народе говорили так: «Пiлiп дзетак адзявае». Потому что темными, холодными ноябрьскими вечерами у женщин было одно главное дело — прядение. Работали в очень напряженном ритме, чтобы к началу следующего поста уже приступить к ткачеству. Вот и получалось: «што ў Пiлiпаўку напрадзеш, то ў Вялiкi пост сатчэш». А тугой клубок ниток называлi «пiлiпаўскiм». Кстати, сам по себе клубок во многих сказках выступает предметом совершенно необыкновенным: раскручиваясь, он выводит из лесу и указывает благополучную дорогу домой сказочным героям. Или из брошенного клубка встанет преграда в виде колючего кустарника и защитит от злой погони беглецов. В любом случае клубок олицетворяет добрые силы.

Что касается погоды, сухой и прохладный день обещает ясную весну будущего года, а иней — хороший урожай по осени.

Советская Белоруссия № 225 (24855). Пятница, 20 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter