Петербургские и гродненские тайны

Автор романа "Петербургские трущобы" Всеволод Крестовский несколько лет проживал в Гродненской губернии.
Автор романа "Петербургские трущобы" Всеволод Крестовский несколько лет проживал в Гродненской губернии.

Прошедший по российскому ТВ сериал "Петербургские тайны" воскресил для широкой публики имя забытого в XX веке, но в конце XIX чрезвычайно популярного писателя Всеволода Крестовского. Недавно в Москве была переиздана трилогия В.Крестовского "Тьма Египетская", "Тамара Бендавиз" и "Торжество Ваала". Ей уготована судьба бестселлера...

Гродненский ученый-историк Валерий Черепица уже давно работает над книгой, посвященной судьбам людей, так или иначе связанных с Беларусью. Из документов историк узнал, что Всеволод Крестовский проживал некоторое время в местечке Свислочь Гродненской губернии и написал здесь несколько своих широко известных произведений. Так появился очерк "Второе рождение писателя", вошедший в книгу ученого "Преодоление времени". Сегодня заведующий кафедрой Гродненского государственного университета профессор Валерий ЧЕРЕПИЦА наш собеседник.

- Во время работы над книгой фигура Крестовского меня заинтриговала еще и потому, что он проповедовал идею единения великороссов, малороссов и белорусов - при сохранении своей самобытности. А залогом процветания и независимости восточного славянства считал сохранение государственности. Мысли и чаяния писателя остаются злободневными и сегодня, и я как ученый и гражданин их полностью разделяю.

- Кстати, а как занесло Крестовского на Гродненщину?

- Это история почти детективная. Родился Всеволод Владимирович Крестовский в 1839 году на Украине в семье служилых дворян, его отец был офицером-кавалеристом, дослужился до генеральского чина. Университет Крестовский окончил в Петербурге. Писать начал рано и трудился весьма плодотворно. Крестовскому было 25 лет, когда в "Отечественных записках" стал печататься его большой знаменитый впоследствии роман "Петербургские трущобы". Романом зачитывались. Успех принес известность. Казалось бы, пожинай плоды и добивайся большего, но неожиданно для всех Всеволод Крестовский поступает на военную службу, и 1 июня 1868 года его зачисляют в 14-й уланский Ямбургский полк юнкером. Штаб полка располагался в Гродно, "свежего" юнкера направили в состав третьего эскадрона, стоявшего в Свислочи.

Причина появления Крестовского на Гродненщине кроется в недавно прогремевшем в принеманском крае восстании Кастуся Калиновского. Отечественные и зарубежные лжелибералы трактовали события 1863 года как протест белорусов и поляков против "русского деспотизма". В молодежных, университетских кругах сочувствовали восстанию. Слова "свобода, равенство, братство" волновали кровь. Но чувства чувствами, а присяга присягой, и молодой улан Крестовский оказался на Гродненщине, в полку, принимавшем участие в усмирении смуты. Здесь он увидел, что ситуация в западных губерниях России гораздо сложнее, чем она видится из столицы, и что слова Кастуся Калиновского "Мужыкi, дзяцюкi, на польскай зямлi жывемо, польский хлеб емо", мягко говоря, не соответствуют действительности. Здесь не Польша, но и не Россия. Он видел: шляхта восстала, народ не поддержал. И вот тогда, в Свислочи, Крестовский начал писать свой роман "Панургово стадо". Потом "Кровавый пуф". Оба романа имеют подзаголовок "Две силы" и посвящены восстанию 1863 года.

Несмотря на свою страсть к сочинительству, Всеволод Владимирович тем не менее исправно нес все возложенные на него воинские обязанности юнкера в Свислочи, потом корнета в Гродно, в штабе полка. В вышедшей три года назад в Москве книге "Очерки кавалерийской жизни" Крестовского, которая была переиздана впервые за 100 с лишним лет, писатель рассказывает о маневрах на Гродненщине, о конных переходах, постоях, полевых лагерях. Занятное, замечу, чтиво - своеобразный исторический очерк принеманского края.

В 1872 году Всеволод Владимирович Крестовский распоряжением императора Александра II переводится в лейб-гвардии уланский его величества полк. Потом в качестве военного корреспондента участвует в русско-турецкой войне. Побывал Крестовский и на Дальнем Востоке, путешествовал по Средней Азии. Потом судьба еще раз забросила его в наши места. С 1892 года Крестовский возглавлял в Варшаве редакцию газеты "Варшавский дневник". Такая вот интересная судьба.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter