Песня про зайцев

C 1 августа в очередной раз на четверть подорожал проезд в общественном транспорте.
C 1 августа в очередной раз на четверть подорожал проезд в общественном транспорте. А в общей сложности эта общественно полезная услуга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поднялась в цене в 2,5 раза. Подверженные рыночному прессу продукты питания и промтовары такого всплеска стоимости позволить себе не могли. Но лоббируя либерализм в тарифах, учла ли транспортная монополия одну характерную черту человеческой натуры: если есть хоть маленькая лазейка, чтобы не платить, то непременно найдется масса желающих ею воспользоваться.

Я, собственно, вот о чем. В славном городе-герое Новороссийске, куда судьба занесла меня нынешним летом, не понравилось многое: неухоженность и неумытость улиц, море цвета разбавленной нефти и так далее, кроме одного - ни разу не удалось проехать бесплатно в общественном транспорте. Хотя поиграть в эту азартную игру с чужим государством страсть как хотелось. Но в каждом троллейбусе и автобусе ко всем вошедшим подходил кондуктор, вежливо предлагая оплатить проезд. Возможно, эта система дорога, громоздка и не оправдывает затрат. Помнится, нечто подобное у нас уже пытались ввести, но идея погибла на корню. Однако суть не в этом, а в социальной справедливости. Перед кондуктором все равны.

Иное дело - у нас. Одна из моих публикаций на тему изобилия льгот на транспорте имела небывало широкий резонанс. Пришло больше 30 писем изо всех уголков страны. Шикарная репрезентативная выборка, как сказали бы социологи. Так вот, в каждом третьем письме речь шла о том, что автобусы наши кишмя кишат "зайцами", водители "пригорода" и "межгорода" так и норовят положить государственную выручку в личный карман, а транспортники перекладывают свои проблемы на добросовестных пассажиров, элементарно увеличивая тариф.

Как в это не поверить, если мой проездной весь месяц, как правило, сохраняется в свежеизданном виде. Наличием его у меня, как и у других пассажиров, давненько никто не интересовался - имею в виду контролеров. Кроме того, в июле полумиллионную армию столичных приверженцев проездных ни с того ни с сего взяли и наказали, заставив в общей сложности покупать три документа: магнитную карточку на метро, проездные на автобус, троллейбус, трамвай и на экспресс-маршрут. Таким образом, вместо 9,6 тысячи рублей понадобилось ровно вдвое больше. Результат нововведения предвидится только один - часть пассажиров, находивших проездной выгодным, теперь его таковым не сочтет. По словам Юрия Федорова, начальника отдела билетной продукции производственного управления транспорта и связи Мингорисполкома, падение продаж проездных в июле по сравнению с июнем произошло, но по другим, отпускно-каникулярным причинам. Ситуацию во всей красе покажет сентябрь.

Между тем некоторые обстоятельства наталкивают на грустные размышления по поводу развития "заячьего" движения, например. Что обычно останавливает безбилетника? Неотвратимость наказания и его величина. С неотвратимостью, пожалуй, все ясно - ее нет. Штраф же за безбилетный проезд не менялся по меньшей мере полгода и составляет половину базовой величины, то бишь 5 тысяч рублей. Драконовской эту сумму не назовешь. Она вдвое меньше, чем августовский проездной на автобус, троллейбус и трамвай. А если учесть, что основная масса пассажиров перемещается с работы на работу в часы пик, то условия для "зайцев" созданы, можно сказать, наиблагодатнейшие.

Не потому ли стоимость проезда увеличивается в несколько раз, а окупаемость городского транспорта в столице, например, в июле была всего 38,3 процента. Цифра явно не стыкуется с законом о бюджете города, где дотации казны предусмотрены лишь в половину требуемой для работы транспорта суммы. Простым повышением тарифов эту ситуацию вряд ли можно изменить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter