Пешеход не всегда прав

А пьяный водитель - всегда не прав Как известно, дорога и пьянка - вещи несовместимые.
А пьяный водитель - всегда не прав

Как известно, дорога и пьянка - вещи несовместимые. Притчей во языцех стали жалобы руководителей и инспекторов ГАИ на то, что пьяные водители создают им массу проблем, и к тому же занимают большую часть рабочего времени, которое могло быть использовано для других дел. Ниже мы опишем вопиющий случай поведения пьяного удальца, который сел за руль, мягко говоря, подшофе. Но с недавних пор в практике следственных органов по расследованию ДТП появились прецеденты, когда в совершении преступления обвиняется... пешеход! Да-да, обновленный в 1999 году Уголовный кодекс, в отличие от старого, предусмотрел и такие случаи. Один из них произошел недавно в Минске...

Пешеход "наехал"

Надежда Наумовна Пилипович к своим пятидесяти годам характеризовалась как обычная добропорядочная гражданка. К суду, не приведи Господь, ни разу не привлекалась, имела хорошую репутацию на работе (трудилась в должности заведующей отделом одного из крупных универсамов), по месту жительства тоже ни в чем предосудительном замечена не была. Но в то злосчастное воскресенье позволила себе "расслабиться" с подругами, выпить вина. К себе в Курасовщину возвращалась поздно, где-то около 11 вечера...

Когда до дома по улице Ландера оставалось пройти совсем немного, Надежда Наумовна, несмотря на находящийся рядом подземный переход, пошла по кратчайшему пути к своей пятиэтажке. Естественно, прямиком по проезжей части. Надо заметить, что дорога в этом месте освещена не была, поэтому приближавшийся "Пежо" она не заметила. Как сказано в материалах уголовного дела, гражданка Пилипович проявила невнимательность и неосмотрительность, выразившиеся в переходе проезжей части на неосвещенном участке, вне пешеходного перехода, создала аварийную ситуацию и препятствие для движения транспортных средств, приведшие к дорожно-транспортному происшествию... Как впоследствии выяснят следователи, она нарушила сразу пять пунктов Правил дорожного движения, в то время как автомобиль ехал правильно.

Когда случаются подобные аварии, в первую очередь осматриваются люди. Автомобиль - бог с ним, это дело наживное, в конце концов виновный возместит ущерб. В данном случае водителю повезло больше всех - он отделался царапинами и ссадинами. А вот ехавшая с ним пассажирка пострадала гораздо серьезнее - вдавленное в салон от удара лобовое стекло разлетелось на мелкие кусочки у нее на голове. Последствия от "стеклянного" тарана оказались крайне тяжелыми. В медицинском заключении из понятных обывателю терминов указана только открытая черепно-мозговая травма. Остальные телесные повреждения описаны еще несколькими строками. Учитывая, что больше всего досталось голове женщины, особая тяжесть этих повреждений сомнению не подлежит. Кроме того, впоследствии на суде было вынесено решение о признании оставшихся после лечения следов "неизгладимым обезображением лица". Думаю, нет надобности объяснять, сколь печален для любой женщины такой вердикт.

Менее тяжкие повреждения получила сама Надежда Наумовна. У нее обнаружили закрытую черепно-мозговую травму легкой степени, сотрясение головного мозга и еще ряд легких травм.

Суд учел неосторожность вины и кристальное прошлое Надежды Наумовны и назначил ей не самое серьезное наказание - она приговорена к исправительным работам. Но даже этот прецедент свидетельствует о том, что подход к поведению пешехода на дороге изменился. Оказывается, он не всегда прав. Как отметил начальник следственного отдела по расследованию ДТП по городу Минску Дмитрий Кисель, позиция его подчиненных по отношению к пешеходам будет не менее принципиальной, нежели к "обычным" подследственным - нерадивым водителям. Кстати, о последних...

О пьяном слово не замолвишь

По статистике, примерно каждое пятое ДТП случается по вине пьяного водителя. Образчиком каждого из этих "двадцати процентов" может выступать Николай Шувалов, для которого 7 апреля нынешнего года стало в жизни переломным моментом.

Никак не мог предположить профессиональный крановщик, чем закончится попойка, начатая с самого утра. Пил с мужиками, а к вечеру, по его собственному признанию, доза достигла "примерно трех бутылок водки". Как всегда, наступил момент, когда спиртное закончилось, а душа требовала еще. За "поддачей" с улицы Кижеватова до площади Казинца решили ехать с шиком - на авто. Один из собутыльников - он же владелец старенького "Москвича" - попытался сесть за руль, однако другой "товарищ" отстранил его от столь ответственного дела и передал ключи Шувалову, который единогласно всей компанией был признан... самым трезвым! Каковы ж тогда были остальные? Кроме того, с ним поехали тот самый собственник транспортного средства (он сразу уснул на пассажирском сиденье) и еще двое друзей. Скорость Николай набрал приличную - около 80 километров в час. Машина шла хорошо, даже несмотря на слабый гололед...

Милицейский наряд Октябрьского РОВД неспешно объезжал маршрут патрулирования. Служебная "семерка" была практически новенькой - всего 3 месяца в эксплуатации, потому ее техническое состояние вопросов не вызвало. До того момента, как навстречу им вдруг из темноты не вырвался "Москвич". Попытки водителя уйти в сторону не спасли от столкновения. Оно было довольно сильным, хотя впоследствии выяснится, что серьезных травм ни водители, ни пассажиры обеих машин не получили. Но от удара у "Москвича" оторвало крышку капота, плоская железяка довольно внушительного веса, словно бумеранг, полетела на обочину, где по роковому стечению обстоятельств находилась остановка общественного транспорта. И опять же, по велению злодейки-судьбы, на остановке ожидал троллейбуса одинокий гражданин, которому удар крышкой капота пришелся аккурат по ногам. Бедолага упал и до приезда врачей подняться уже не смог - с переломами обеих ног, согласитесь, это сделать невозможно. В связи с причинением безвинному человеку тяжких телесных повреждений Николаю Шувалову было предъявлено обвинение в совершении "транспортного" преступления. В противном случае мог бы отделаться более легким наказанием.

Кстати, те, кто садится за руль пьяным, должны учитывать, что они реально рискуют расстаться с правами. Несколько месяцев назад органам ГАИ министром внутренних дел Владимиром Наумовым было дано указание: за езду в нетрезвом состоянии наказание должно быть одно - лишение водительских прав (много обид тогда было со стороны сельских руководителей: мол, таким макаром в деревнях водителей не напасешься). Но позиция министра оказалась принципиальной. Сейчас даже сотрудники ГАИ, которые раньше могли "решить вопрос" с заменой лишения на денежный штраф (существование таких работничков секретом никогда не было), лишь растерянно разводят руками. Теоретически минимальное наказание сейчас - изъятие водительского удостоверения не на три года, а на один. Раньше возврат возможен только по прошествии половины "срока" - то есть минимум шесть месяцев любитель выпить за рулем не сможет сесть за баранку. Для заядлого автолюбителя даже такой срок ходить пешком - перспектива не из приятных, а для профессионального водителя - почти катастрофическая, связанная с неминуемой потерей работы.

На снимке: трагические последствия невнимательности водителей и беспечности пешеходов.

Руслан КЛИМОВИЧ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter