Октет "Витебские виртуозы" сыграет джаз на балалайках

Пьеса для балалайки и механических часов

Помните строчку из Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Не знаю, как на водосточных трубах, а вот на печатной машинке, свистке, хлопушке, часах с ручным заводом и даже на хрустальных стаканчиках играют! Вернее, используют их в качестве шумовых инструментов для создания особого колорита. А еще эффектно получается, когда музыкальное произведение исполняют на инструменте, нехарактерном для выбранного жанра. Например, джаз — на балалайке. Интересно, что все это за свою более чем 40–летнюю историю перепробовал октет балалаек «Витебские виртуозы».


Необычные шумовые инструменты в арсенале октета появлялись по–разному. Идея, что в пьесе для камерного оркестра должна солировать... печатная машинка, пришла в голову большому шутнику и любителю разнообразных звуковых эффектов английскому композитору Лерою Андерсону. Витебчане услыхали его пьесу в исполнении оркестра Владимира Спивакова. Понравилось, и они включили ее в свой репертуар. А вот в другом произведении необходимо было сымитировать звук завода часов. Участницы музыкального коллектива, который всегда был исключительно женским, долго ломали голову, как это сделать. Так продолжалось до тех пор, пока муж одной из них не достал спиннинг и не стал собираться на рыбалку. Буквально на следующий день катушка с трещоткой от спиннинга появилась на репетиции. Удивительно! Так же, как занятен и следующий факт. Вы, к примеру, знали, что «Витебские виртуозы» — единственный в мире октет балалаек? Не верите? Тогда бессменный руководитель коллектива заслуженная артистка Тамара Шафранова рекомендует прочесть энциклопедию признанного российского исследователя народных инструментов Анатолия Пересады:

— Похожего коллектива, где собраны восемь балалаек различных размеров и тембров, действительно нет больше нигде. К тому же инструменты, на которых мы играем, уникальны! Такие балалайки, как пикколо и кварта, — настоящая редкость. Инструменты на заказ нам делают лучшие мастера. Валерий Гребенников из Москвы, Евгений Григорьев из Санкт–Петербурга. По стоимости, бывает, балалайки соперничают даже со скрипками. Цена некоторых инструментов превышает 3 — 5 тысяч евро. Ведь это — ручная работа. Да и материалы для изготовления используются редкие — черное дерево, палисандр.

Когда–то «Витебские виртуозы» уже играли джазовые композиции. А вот выступать на одной сцене со скрипачом, говорит Тамара Шафранова, еще не приходилось:

— У нас были программы, где солировали мандолина, цимбалы, гобой. Мы выступали с солистами нашего Большого театра. Но аккомпанировали скрипке на недавнем концерте впервые. Это давнишняя мечта, которую мы рады были осуществить с солистом Витебской областной филармонии Владиславом Миценко. Вместе с ним сыграли «Обливион» Астора Пьяццоллы и «Чардаш» Витторио Монти.

Похожие творческие эксперименты — не что иное, как попытка привлечь, заинтересовать зрителя. Ведь если первый состав октета выступал на одной сцене с Аллой Пугачевой и Геннадием Хазановым в 1975 году на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве (где, к слову, в своей номинации завоевал первую премию), то сегодня балалайка, народные инструменты — неформат. Нечасто на радио или ТВ услышишь даже таких звезд инструментальной музыки, как «Терем–Квартет», балалаечников разных поколений Михаила Рожкова и Алексея Архиповского. Интересно, что все они в разное время выступали в Витебске. Знаменитых коллег по цеху Тамара Шафранова уважает и со своим коллективом всеми силами старается популяризировать любимый инструмент:

— Выступаем в колледжах и клубах, в Белгосфилармонии и знаменитой московской «Гнесинке». В последние 5 лет участвовали в российских фестивалях и гастролировали по Германии. И зрители, соприкасавшиеся с живым исполнением, не оставались равнодушными. Ведь балалайка — это живой звук. А настоящая музыка всегда воспринимается сердцем.

svg–vt@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 20 (24650). Вторник, 3 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter