Первый взрослый вопрос

Что  лучше:  быть  маленькой  рыбкой  в  океане  или  большой  —  в  миниатюрном  аквариуме?

Что  лучше:  быть  маленькой  рыбкой  в  океане  или  большой    в  миниатюрном  аквариуме?

Итоги распределения выпускников, закончивших высшие и средние специальные учебные заведения в этом году, подведены. 94 % получили направления на первое рабочее место, 6 % согласно закрепленным в «Положении о распределении» льготам, по иным уважительным причинам добились свободного трудоустройства. Доехали до мест распределения 96 процентов молодых специалистов. Об этом «Р» рассказал начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Юрий Миксюк. 

Заметно, в вопросах распределения есть положительные сдвиги: в классы, кабинеты, на производство с каждым годом вливаются новые профессиональные силы. Но это одна сторона медали... Современный рынок труда имеет нехорошие особенности. Они касаются, в частности, дефицита дипломированных медиков, учителей химии, физики, математики, строителей и инженеров и, наоборот, переизбытка специалистов с экономическим, филологическим, юридическим образованием. Юрий Миксюк считает, что данную проблему нельзя решить без взаимодействия с заказчиком и работы с нанимателями. Как ни сказочно это прозвучит, но именно там, в отдаленной деревушке или небольшом районном центре, необходимо создавать молодому специалисту условия для профессиональной самореализации. Приложить усилия и доказать неопытному кадру, что добиться  карьерного роста проще и быстрее именно здесь, в малочисленном городке, так как и конкуренция здесь не та, что в большом городе, и возможностей быть замеченным больше. 

К счастью, это стали понимать и некоторые выпускники. В этом году более двенадцати процентов студентов-пятикурсников, обучавшихся за собственные средства, подали заявки для участия в распределении. Ребята справедливо рассудили: пусть в стороне от родительского дома, пусть на первых порах не в тех жилищных условиях, о каких мечталось, с менее насыщенной культурой программой, но с наличием статуса молодого специалиста.  А у него, как известно, в нашей стране неплохие привилегии — материальные, связанные с решением жилищной проблемы. И еще очень важная, закрепленная в действующем законодательстве гарантия — уволить молодого сотрудника в течение срока отработки наниматель не может, как и заставить работать в соответствии с иной, более низкой квалификацией. Тем не менее такие попытки работодатели иногда предпринимают. В подобном случае специалист должен обратиться в комиссию по распределению вуза, который заканчивал. Она работает весь учебный год, ее сотрудники обязаны  контролировать ход, итоги распределения, прибытие и закрепление молодых специалистов.    

Есть и еще одна проблема, точнее несоответствие, порождающее проблему, — спрос. В экономистах, юристах, воспитателях и учителях начальных классов современные предприятия, организации и учреждения нужды не испытывают, а вот в специалистах технического профиля, знатоках в области естественно-научных дисциплин, хороших лингвистах, компьютерщиках, владеющих современными IT-технологиями, она есть. Выходить из положения научились региональные вузы: они владеют ситуацией спроса на местном рынке труда, динамично реагируют на него, увеличивая прием либо, наоборот, сокращая его на отдельные специальности. 

Непонятной остается ситуация с отработавшими по распределению специалистами. Нет статистики, и специальные исследования никто не проводил, сколько молодых людей продолжает трудиться там, куда направил их вуз или ссуз. Такая цифра есть только по медикам. Около 80 процентов квалифицированных врачей, медицинских работников среднего звена закрепляются при ФАПах и районных, городских клиниках и больницах. Это, безусловно, очень высокий показатель. Но он, очевидно, намного ниже, если речь идет о специалистах с иной квалификацией, в частности педагогах. Юрий Миксюк утверждает: никаких материальных потерь государство в таком случае не несет, ведь выпускник, отработавший по распределению положенные два года, компенсировал бюджету затраты на свое обучение. И даже если после этого срока он уходит в другую сферу, то продолжает работать на благо государства: платит налоги, участвует в процессах производства, внедряя в него инновации, да и просто делится своими идеями, что тоже очень важно.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter