Первый Спас — проводы лета

12 августа отдается дань памяти апостолам Силе и Силуану. Считалось, что посеянная в этот день озимая рожь поднимется особенно сильной, стойкой...
12 августа отдается дань памяти апостолам Силе и Силуану. Считалось, что посеянная в этот день озимая рожь поднимется особенно сильной, стойкой. Сила гарантировал хороший хлеб: «Хто на Сiлу жыта пасее — у таго на хлеб надзея».

Также кланялись и служили молебен Ивану–Воину. Верили, он помогает справиться с ворами, в поисках украденных вещей, заплутавших домашних животных, накажет злых обидчиков.

На 14 августа приходится первый из трех Спасов, который называют медовым, мокрым, маковеем. Вообще, у всего этого периода существовало свое название — «Спасаўка–ласаўка». С давних времен на медовый Спас пчеловоды подрезали или «заламывали» соты. Выбрав самый лучший кусок меда, люди несли его в храм «на памiн бацькоў». И опять–таки, по правилам, которые много лет существуют на белорусских землях, первым медом нужно угостить друзей, соседей, родных и даже незнакомых людей, особенно детей, иначе в следующем году как бы не возникли с медом проблемы и даже хвори у самого жадного пчеловода. В одних регионах изготавливали медовуху, которой щедро угощали гостей. В других — пекли блины и готовили «мачанне» для них. «Мачанне» («макель» и прочие созвучные названия) также различалось: у кого–то была «пражанiна», а у кого–то — «селядцовы лек», который здорово выручал многодетные и не очень богатые семьи: в него обмакивали не только блины, но и картошку, хлеб. Еще одно «маканне», что встречается только у нас и очень удивляет наших гостей, — мед со свежими огурцами.
12 августа — заговенье на православный Успенский пост.
14 августа — начало Успенского поста. Первый, медовый, Спас.
В этот день проходили также крестные ходы на реки и к святым источникам для водоосвящения. По традиции водой не только умывались, но и купались в ней, обливали ею всех, кто оказывался рядом, к великой радости детворы: считали, так изгоняется всякая нечисть и даруется здоровье.

Но не только мед принимался в этот день главным обрядовым лакомством. Особое внимание уделяли также маку, который наши предки выращивали в большом количестве и использовали для пирогов, блинов и оладий (тогда тесто делали чуть слаще обычного и всыпали в него мак). Во всех крестьянских домах высушенные на зиму маковки, связанные в пучки и подвешенные за печкой, тихонько позванивали при всяком движении. В специальной ступке — «макацёры» — перетирали мак, добавляли мед в полученную пасту и в нее обмакивали блины, оладьи и вареники, которые в этот день готовили с морковью. В некоторых регионах Беларуси мак применяли в обрядах вызывания дождя при сильной засухе. Этот интересный обряд в свое время записал на Белорусском Полесье известный этнолог и фольклорист Н.И.Толстой. Мак выступал также в роли оберега, его насыпали в башмачок невесте, обсыпали им дом, все хозяйственные постройки, считая, что он защитит от нечисти. А собираясь на суд, отсыпали вокруг себя маковый круг. Прежде каждый палисадник радовал цветущими маками: белыми, розовыми, бледно–лиловыми и огненно–красными. Купола церквей называли «маковками» и голову человека, шутя, так же — «маковкой». Есть духи, конфеты и даже балет с названием этого цветка. Ну никак не виноват сам мак, что человек обратил его себе во вред и зло.

По медовому Спасу судили о предстоящей погоде: если шел дождь, осень ждали грибную, а вот засуха, естественно, сулила много пожаров. Про этот день говорили так: «Ад першага Спаса — халодныя росы», «Першы Спас — провады лета». Самые теплолюбивые птицы — стрижи и ласточки — уже с первого Спаса собирались к отлету в дальние теплые страны.

Советская Белоруссия №149 (24530). Пятница, 8 августа 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter