Первым делом - вертолеты!

Четыре вертолета со стрекотом взмыли со взлетно-посадочной полосы.
Четыре вертолета со стрекотом взмыли со взлетно-посадочной полосы. Выстроившись буквой "V", винтокрылые машины проплыли над Поставами. На улицах мальчишки, задрав головы вверх, радостно махали руками. Сделав круг над городом, вертолеты направились в сторону государственной границы. Так в 1-й авиационной эскадрилье погранвойск начались летно-тактические учения...

Авиационная эскадрилья пограничных войск в Поставах была создана в 1993 году на базе бывшей эскадрильи, дислоцировавшейся здесь же дивизии ракетных войск стратегического назначения. "Стратегические" вертолетчики были задействованы по большей части на перевозках различных грузов и пограничных вопросов никогда не касались. После развала Советского Союза дивизия вместе с эскадрильей была выведена в Россию. Лишь благодаря комэску Николаю Харченко (он и сейчас является командиром эскадрильи) и группе прапорщиков, не пожелавших уезжать из Постав, материальная база части не была разворована. Вскоре в Минске было принято решение разместить на месте ракетно-стратегической эскадрильи эскадрилью пограничную. С базы хранения авиационной техники под Лунинцом сюда стали поступать первые вертолеты Ми-8, а из других частей ВВС - приходить на службу авиаторы.

По словам специалистов, использование вертолетов в пограничных войсках - дело нужное и оправдывающее себя. Об эффективности воздушных средств в охране государственной границы свидетельствует хотя бы такой пример: в прошлом году на белорусско-украинской границе только за один полетный день при помощи одного вертолета Ми-8 пограничникам удалось задержать 7 нарушителей границы и 12 нарушителей пограничного режима. Благодаря авиации пограннаряды становятся более мобильными, им с воздуха гораздо легче засечь нарушителей и соответственно принять меры к задержанию.

В прошедших летно-тактических учениях, во время реальных полетов по охране границы, были проведены десантирования маневровых групп и задержания условных нарушителей. Вертолеты совершили облет территорий Полоцкого, Лидского, Гомельского и Сморгонского погранотрядов. Одновременно авиаторам довелось поучаствовать в пограничной операции по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных группировок, а также другой криминальной деятельности на границе. Кроме того, в ходе учений, также возле Постав, была проведена тренировка по дезактивации вертолета, попавшего, согласно "легенде", в зону радиоактивного заражения. Затем другая винтокрылая машина "изобразила" отказ вертолетного оборудования и совершение вынужденной посадки. К ней на помощь был выброшен десант из шести спасателей, которые отработали прыжки с парашютами на точность. Последним учебным ЧП стало "нападение террористов" на один из наземных объектов эскадрильи. "Террористы" были "ликвидированы".

Для нас, людей гражданских, учения казались завершенными. На Поставы надвигалась темная грозовая туча, сверкали молнии, но начальник авиации Госкомитета погранвойск Петр Журавский пристально всматривался вдаль. На аэродром не вернулся вертолет Валерия Горячко, летавший в Гродненскую область. Однако вдруг в небе раздался рокот, и из тучи вылетел последний борт. Он плавно приземлился на взлетно-посадочную полосу. Учения закончились...

Но на учениях, какими бы они сложными ни были, нельзя смоделировать все ситуации, с которыми могут столкнуться военные. Несколько лет назад с рядовым погранвойск, находившимся в отпуске в Слониме, случилось ЧП. К медикам он поступил в крайне тяжелом состоянии. В течение недели слонимские врачи боролись за его жизнь, однако необходима была срочная операция в Минске. И тогда из Постав на вертолете дежурный экипаж 1-й авиационной эскадрильи, взяв на борт врачей госпиталя погранвойск, вылетел в Слоним. Лететь приходилось вслепую - беспрестанно шел ливень, бушевала гроза. Однако вертолетчики все-таки сумели взять на борт нуждающегося в помощи пограничника и, несмотря на непогоду, доставить его в Минск. Там он был срочно прооперирован в Главном клиническом госпитале Министерства обороны. Парень выжил, а его срочная служба давно уж закончилась. Командир того дежурного экипажа подполковник Станислав Романчук по-прежнему служит в Поставах. Как и другие летчики эскадрильи, он участвовал в нынешних учениях, ведь кто его знает, какие новые испытания преподнесет жизнь...

По словам Петра Журавского, первые летно-тактические учения эскадрильи прошли успешно. Они продемонстрировали высокий уровень подготовки летного состава, хорошее взаимодействие штаба и экипажей. Теперь подобные учения в эскадрилье будут проводиться ежегодно. Однако вполне вероятно, что в недалеком будущем в них будут принимать участие не только Ми-8, но и вертолеты новых моделей российского производства, такие как Ми-34, К-226, "Ансат". Возможность их приобретения сейчас прорабатывается в Госкомитете погранвойск. Эти геликоптеры более экономичны, мобильны и способны приземляться на меньшие посадочные площади, что, в принципе, и необходимо пограничникам. Так что в перспективе полку пограничной авиации прибудет, а значит, и охрана границы будет вестись более современными и эффективными методами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter