Перспективы пенсии

В августе на выплату пенсий будет направлено 150,8 млрд.
В августе на выплату пенсий будет направлено 150,8 млрд. рублей. Об основных тенденциях в системе пенсионного обеспечения рассказывает первый заместитель министра социальной защиты Геннадий БЕСПАЛОВ.

- Какие показатели характеризуют уровень пенсионного обеспечения в республике?

- Общепринятыми критериями оценки уровня пенсионного обеспечения в любом государстве являются, как правило, соотношение средней пенсии и средней заработной платы в стране (коэффициент замещения), а также покупательная способность пенсионных сумм, которая в наших условиях определяется соотношением пенсии и бюджета прожиточного минимума пенсионера. Показатели, характеризующие уровень пенсионного обеспечения в республике, в последнее время имеют устойчивую положительную тенденцию. Если в 1999 году соотношение средней пенсии и средней заработной платы составляло 35,8 процента, то в 2000 году оно составило уже 40,5 процента, а за первое полугодие 2001 года - 41,7 процента. Что касается реального содержания пенсий, то и здесь позитивная динамика. Так, средняя пенсия по отношению к БПМ пенсионера за 1999 год составляла 76,9 процента, за 2000 год - 96,9 процента, а за 6 месяцев 2001 года - 116,3 процента. Для сравнения: в Российской Федерации в мае 2001 года соотношение средней пенсии и средней заработной платы составило 34 процента. Предполагается, что величины бюджета прожиточного минимума средняя пенсия достигнет к концу текущего года.

За 6 месяцев 2001 года при индексе потребительских цен 122,4 процента (по отношению к декабрю 2000 года) пенсии повысились на 32,9 процента. В связи с ростом заработной платы в мае последовало повышение пенсий в июле в среднем на 11,5 процента. Повысятся также пенсии и в августе. Так, минимальные и социальные пенсии подлежат пересмотру в связи с применением новой величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня (51.946 рублей). Трудовые пенсии, исчисленные из заработка, и доплаты к минимальным пенсиям будут пересчитаны исходя из средней заработной платы рабочих и служащих за июнь, которая составила 130.370 рублей. Решение о перерасчете пенсий в августе с применением июньской величины заработной платы принято правительством республики. У большинства пенсионеров размеры трудовых пенсий в августе возрастут на 8 процентов - соответственно росту заработной платы. Несколько выше будет рост минимальных пенсий - на 12,2 процента. Социальные пенсии повысятся на 19 процентов.

- Что ожидает наших пенсионеров в связи с реформированием пенсионной системы? Какими путями предполагается повышать уровень пенсий?

- В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы предусматривается довести к 2005 году соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы до 48 процентов. При этом предполагается рост покупательной способности пенсий за счет снижения темпов инфляции.

Говоря о путях повышения уровня пенсий, следует отметить, что пенсионная система любого государства всегда является механизмом текущего перераспределения национального дохода, производимого работающим поколением. На первый взгляд, наиболее простым способом повышения пенсий является увеличение тарифа взносов на социальное страхование. Однако ни сегодня, ни завтра это невозможно, поскольку в нашем государстве этот тариф и без того весьма высок. Многие субъекты хозяйствования республики с трудом справляются с уплатой страховых отчислений. К тому же является очевидным, что увеличение тарифов неизбежно влечет повышение себестоимости производимых товаров и услуг, оплачиваемых всеми членами общества, включая пенсионеров. Поэтому в целях повышения уровня пенсионного обеспечения на первый план сегодня выходит поиск резервов внутри пенсионной системы, оптимизация и рационализация в использовании того, чем мы располагаем. Для этого необходимы разработка и принятие нового целевого законодательства. Первый шаг здесь уже сделан. В Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь правительством представлен проект закона "Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь". В нем предполагается закрепить структуру пенсионной системы, основные принципы ее организации и функционирования, правовые и финансовые основы управления средствами государственного пенсионного страхования и т.д. Проект явится основой для принятия более детального законодательства, обеспечивающего построение финансово устойчивой и более справедливой системы пенсионного обеспечения. Следующим шагом станет разработка законопроекта о государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях. В нем будут предусмотрены условия назначения трудовых пенсий, их размеры, порядок назначения, выплаты и, разумеется, вопросы финансового обеспечения. Предполагается установление более тесной зависимости размера трудовой пенсии от продолжительности трудового (страхового) стажа и заработка, из которого уплачивались страховые взносы. Этот законопроект, разрабатываемый при поддержке Программы развития ООН в Республике Беларусь и Московского бюро МОТ, будет представлен на рассмотрение правительства в конце 2001 года.

- Недавно Госдума Российской Федерации приняла в первом чтении два законопроекта из пакета предложений правительства, предусматривающего введение в пенсионной системе России накопительного принципа. Насколько это приемлемо для Беларуси?

- Действительно, в России с 1 января 2002 года намечен переход от чисто распределительной (солидарной) системы пенсионного обеспечения, финансируемой за счет текущих страховых взносов, к смешанной, в которой существенная роль отводится накопительному компоненту.

Что касается Беларуси, то введение накопительного механизма в обязательной пенсионной системе вполне возможно, но в будущем. Для этого необходим целый ряд условий: прежде всего наличие развитого кредитно-финансового рынка, надежных финансовых инструментов, которые могли бы на протяжении десятилетий обеспечивать уровень доходности, сопоставимый, к примеру, с ростом заработной платы в стране. Накопительная составляющая в пенсионной системе в обязательном порядке требует индивидуального учета страховых взносов. Работа по созданию такого учета начата в текущем году в нескольких районах Гомельской области. Завершить ее в масштабах республики предполагается через 2 года.

Вообще пенсионная реформа чрезвычайно сложное и многоаспектное дело, связанное с жизнедеятельностью нескольких поколений. Осуществлять ее необходимо с учетом интересов как будущих, так и нынешних пенсионеров. Поэтому требуются соответствующие условия и тщательная подготовка проводимых преобразований, а также доверие и поддержка всего общества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter