Перспективный маршрут

После реконструкции переход «Мокраны» работает четко!

После реконструкции переход «Мокраны» работает четко!


«Образцовый», — помнится, такую оценку дали реконструированному международному автодорожному пункту пропуска «Мокраны — Доманово», что в Малоритском районе, присутствовавшие на церемонии его открытия чуть более года назад. Что теперь? Угадали ли проектировщики и строители ту нагрузку, которая выпала на «Мокраны»? Довольны ли граждане, пересекающие белорусско–украинскую границу, ради удобства которых все делалось? За ответами отправляюсь на пункт таможенного оформления «Мокраны» Брестской таможни.


Четверг. Пасмурно. Очереди на выезд в Украину нет. В зоне контроля лишь несколько легковушек и автобус Брест — Ковель. А ведь проектная пропускная способность перехода увеличилась в полтора раза! Ежесуточно можно оформить 640 легковых автомобилей, 140 грузовиков и 45 автобусов. Почему не едут? Оказалось, наибольшая нагрузка — в предпраздничные и выходные дни. Тогда таможенный пункт приходится даже дополнительно укреплять инспекторами. Оформить людей и грузы быстро, четко — главная задача таможни.


— Ежедневно через «Мокраны» следует 13 рейсовых автобусов, а в выходные к ним добавляется 20 туристических. За сутки пропускаем около 700 автомобилей, но случается, нагрузка увеличивается вдвое — до 1,5 тысячи машин, — приводит данные заместитель начальника таможенного поста «Малорита» Брестской таможни Сергей Селивонец.


Банально, но пик пассажиропотока зависит от курса доллара в Украине. Жители белорусского приграничья внимательно следят за ситуацией. Как только гривна начинает слабеть, отправляются за покупками. Нормальное явление. Но «челноки» — далеко не единственные, кого провожают и встречают таможенники. Через «Мокраны» проходит оживленная трасса Брест — Кишинев — Одесса. Именно через этот пункт пропуска пролегает путь на 2–й трансъевропейский транспортный коридор Париж — Берлин — Варшава — Минск — Москва. Немудрено, что переход завязан на торговые, туристические и деловые связи. В минувшем году в «Мокранах» было оформлено более 1,5 миллиона человек и почти 600 тысяч тонн грузов — в три раза больше, чем 5 лет назад. Уверена, статистика за нынешний год будет не менее впечатляющей.


В том, что это перспективный маршрут прежде всего для развития экономических связей, получивший особую привлекательность после того, как Польша ввела шенгенские визы, я убедилась на месте. Оформления на въезд в Беларусь ждало более десятка фур с товаром. Пока таможня проверяла документы, водители пили кофе, а машины выстроились в ряд на специальной площадке. И никаких очередей за шлагбаумом! Летом ожидается увеличение потока грузов и пассажиров. Время отпусков — и туристы из Беларуси направляются уже не на рынки Ковеля, а к Черному морю.


Интересуюсь у Сергея Селивонца, случаются ли конфликты с туристами.


— У нас жесткие критерии подбора инспекторов, в том числе и психологические. Каждому положено быть выдержанным, приветливым. Даже с нарушителем таможенного законодательства надлежит разговаривать вежливо, не поучать никого и не вступать в препирательства, — подчеркивает Сергей Александрович.


Что ж, я сама имела возможность убедиться, как работают таможенники, во время недавней поездки в Украину. Не придерешься!


Абсолютное большинство пересекающих границу — законопослушные граждане. Но и жаждущие острых ощущений среди пассажиров автобусов и легковушек находятся. В нынешнем году в «Мокранах» оформлено 33 административных протокола. Изымали сигареты, валюту.


До реконструкции техническое оснащение не всегда позволяло поставить барьер на пути контрабанды. Теперь ситуация изменилась кардинально. Таких технологий нет даже в некоторых развитых странах. Обученные служебные собаки, которые помогают работать на границе, без проблем найдут запрещенные к ввозу вещества, а приборы моментально их идентифицируют. Фальшивые документы тоже распознает специальная аппаратура.


В общем, граница на замке. Но стало ли туристам комфортнее? Интересуюсь у тех, кто ожидает оформления. Все соглашаются: «Ничуть не хуже, чем на «Варшавском мосту». От себя добавлю: даже лучше, потому что через «Мокраны» можно ездить на велосипеде и даже ходить пешком.


Удобнее стало всем — это факт. Востребовано служебно–производственное здание с залами оформления грузового транспорта и пассажиров. От дождя и жаркого солнца спасают навесы в зоне контроля легковых автомобилей и автобусов. Асфальт ровный, как нигде: на капот можно ставить стакан с водой — не разольется. Столь принципиальные изменения приграничной инфраструктуры радуют не только граждан, пересекающих границу, но и представителей всех служб, осуществляющих контроль. В хороших условиях и работать приятно.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter