За прошлый год вчетверо больше иностранцев обратились за защитой к Беларуси

Переселенцы. Вынужденные

Еще года полтора назад сложно было даже представить, что тема беженцев и вынужденных переселенцев станет в нашей стране одной из топовых. Мы читали сообщения о сотнях мирных жителей Сирии или Афганистана, спешно покидающих свои дома, искренне сочувствовали, но тут же ловили себя на мысли: «Это далеко. Где–то в другом мире и другой жизни». Сегодня же проблема, которую давно и не всегда успешно стараются решать всем миром, объединила и наших людей. День за днем белорусы помогают украинцам и другим бежавшим от войны иностранцам продуктами, жильем, одеждой, работой. Помощь подключилась и на международном уровне — от акций Красного Креста до сотрудничества миграционных служб.

Так уж сложились обстоятельства, что опыт работы с вынужденными переселенцами и беженцами белорусы получили в ускоренном режиме: за прошлый год вчетверо больше иностранцев обратились за защитой. Тенденция сохраняется и нынче. Но в глобальную работу мы, конечно, включились не вчера. Например, на два с половиной года растянулся проект Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Европейского союза, задача которого — поддержать тех, кто ищет убежище в Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. На все про все организаторы направили 2,5 миллиона евро, а своим опытом с участниками проекта делились Германия, Польша, Румыния и Швеция. Результаты не заставили себя долго ждать: наше государство не только активно и со знанием дела помогает десяткам тысяч украинцев, но и впервые выступило в качестве страны переселения: в Гомель приехали 14 беженцев из Сирии — 6 взрослых и 8 детей, которые временно ютились на территории Ливана. Кстати, условия отбора тех, кто переедет на ПМЖ к нам, были серьезными: знание языка, неучастие в боевых действиях ни на одной из сторон...

Тем не менее пока чаще всего нашу страну рассматривают как транзитную зону для мигрантов. С 1997 года миграционные службы получили уже более 5.000 ходатайств о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты. Последние годы в корне изменили общую картину. Скажем, если в 2013–м основная работа велась с гражданами Сирии, то в прошлом — Украины (более 80 тысяч человек обратились в органы МВД). Кстати, именно помогая украинцам, мы начали практиковать детальный, адресный подход. Например, срок рассмотрения ходатайств сократился до трех месяцев вместо привычных шести — двенадцати. Более 5,5 тысячи украинцев получили бесплатное разрешение на работу, около 80 граждан этой страны получают пособие, более 340 — пенсии. Сотни ребят из Луганской и Донецкой областей пошли в наши детские сады, школы, колледжи, в том числе 55 молодых людей стали студентами белорусских вузов, причем 15 учатся на бюджетной форме.

Одним из важных шагов в помощи вынужденным переселенцам и беженцам стал запуск русскоязычной версии сайта Refworld (www.refworld.org.ru) — крупнейшей онлайн–базы документов, связанных с процедурой определения самого статуса беженца. Главное его преимущество в том, что специалисты получили бесплатный доступ к столь нужной им в работе информации. На сайт уже загружено более 10.000 документов на русском языке, в том числе рекомендаций по вопросу международной защиты. Но дел еще невпроворот. Жан Ив Бушарди, представитель УВКБ ООН в Беларуси, уже не раз подчеркивал: несмотря на наличие у нас развитого законодательства в сфере вынужденной миграции и работающей государственной процедуры определения статуса беженца, предстоит справиться со многими непростыми задачами. Например, усовершенствовать нормативную базу в этой области и правоприменительную практику, сделать акцент на индивидуальную работу с каждым заявителем. Вместе с ростом потока мигрантов расширились и штаты госорганов системы гражданства и миграции, и новым сотрудникам нужна квалифицированная профессиональная подготовка. Ведь в их руках судьбы людей.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 100 (24730). Пятница, 29 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter