О системе высшего образования

Пересадка в грунт

Закончилась вступительная кампания в высшие учебные заведения. Тысячи родителей облегченно вздохнули: кажется, будущее любимых детей определилось — они получат образование, диплом и специальность, а значит, шанс на благополучие в дальнейшей жизни. Для многих это означает возможность не вкалывать на тяжелой, грязной и не очень прибыльной работе, а приходить на службу чистеньким и быть уважаемым человеком — юристом, психологом, каким–нибудь менеджером...

 

Все мы хотим своим детям лучшей доли. Когда–то наши родители желали того же и для нас. А их родители — для них... История стара как мир. И так же предсказуем ее результат: у всех поколений судьба — не сладкая сказка. К сожалению, действительность нередко расходится с мечтами. Но все новые папы и мамы записывают своих чад в лучшие школы, неутомимо водят в кружки и секции, «поступают» их на самые привлекательные специальности и не жалеют для того денег, причем денег немаленьких. И, собственно говоря, правильно делают. Потому как инвестиции в молодежь — самое выгодное предприятие что в масштабах отдельной семьи, что страны в целом. Но когда подходить к делу продуманно, по–земному, а не по–сказочному? Да, на микроуровне — то есть семейном — участники проекта не всегда умеют правильно расставить приоритеты, поэтому так множатся новоиспеченные экономисты, лингвисты и иже с ними, и в то же время все вокруг сетуют, что не хватает прорабов на стройках и других рукастых специалистов. Однако куда опаснее, если оплошности подобного рода выходят на макроуровень — тогда цена последующих издержек рискует стать катастрофически высокой.

 

Вроде все это понимают, тем не менее до сих пор так и неясно, что же ставит своей стратегической задачей сложившаяся у нас система высшего образования — повышение в массовом порядке общей образованности и эрудиции граждан страны или все же удовлетворение необходимых структурных экономических и социальных запросов общества и государства. Конечно, вузы стараются учитывать и требования текущего момента, и перспективу развития. Вот стали больше набирать будущих программистов, инженеров, физиков... Но каков окажется уровень такой «внезапно внедренной» широкомасштабной подготовки? По силам ли будет выдержать общепринятые образовательные стандарты? Судя по результатам испытаний по математике, физике, химии, которые показывают уже не первый год наши абитуриенты, положительные ответы на поставленные вопросы не столь уж очевидны. От бесконечного реформирования уже все просто устали. Где же результат?

 

Однако и стенать бессмысленно. Необходимо искать выход. Тем более когда, по некоторым оценкам, среди работников белорусских предприятий и организаций на долю молодежи приходится примерно четверть. Поэтому, пока система образования все раздумывает и определяется, куда и как ей двигаться, некоторые белорусские компании вспоминают крылатое выражение о том, что спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Где–то используют опыт создания кадрового резерва и даже сами растят кадры со школьной скамьи, правда, такие примеры пока единичны, сожалеют специалисты. Где–то принимают в коллективы не совсем подготовленную молодежь и доводят ее до профессиональной «кондиции» прямо на рабочем месте. Где–то вузам оплачивают целевую подготовку специалистов нужного направления. Кто–то же работает над созданием общей благоприятной атмосферы, позволяющей успешно готовить трудовую смену. Так, Фонд ООН в области народонаселения совместно с HR–конгрессом и Центром делового роста реализует проект «Растим кадры», суть которого заключается в предоставлении возможности молодым людям по их заявкам на конкурсной основе пройти стажировку в белорусских компаниях. Там неофитам не только откроют профессиональные секреты, но также вовлекут в решение реальных рабочих задач — таким образом обе стороны прощупают заинтересованность друг в друге. Координаторы проекта рассчитывают на активное сотрудничество и участие в проекте потенциальных работодателей.

 

Широко известна мировая тенденция: вероятность пополнить ряды безработных у молодежи в три раза выше, чем у людей постарше. Поэтому каждый четвертый молодой человек вынужден соглашаться на работу, не соответствующую его квалификации. 300 миллионов молодых людей заняты в низкооплачиваемом сельском секторе или не имеют постоянного места работы. Вот и выходит, что в целом более половины всей молодежи мира остается не у дел. Чтобы справиться с проблемой, по оценкам экспертов, с 2015 по 2030 год мировая экономика должна создать примерно 670 миллионов рабочих мест. Получится ли? Но у нас–то и работы хватает, и учебных заведений — необходимо только правильно сформировать и направлять новые трудовые потоки, умело переносить заботливо взращенное из оранжерей в открытый грунт, то есть в реальную жизнь. Неужели задача столь неподъемная?

 

ulitenok@sb.by

 

Советская Белоруссия №152 (24533). Среда, 13 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter