Трансплантация органов в Беларуси: Пересадка легкого

Пересадка легкого: полная готовность

Как только появится подходящий донорский орган, начнется работа целой команды
Этого медицинского дебюта ждут все. С особым волнением — люди, для которых операция должна стать спасением. Ныне их 13 в листе ожидания. Самому молодому — всего 28 лет. Но даже в этом случае консервативная терапия себя уже исчерпала. Надежда одна — трансплантация легких... Команда врачей и медицинское оборудование — все готово! К слову, уже год в клинику звонят пациенты из России и Украины с вопросом: «Можно ли у вас получить новые легкие?» Пока ответ отрицательный. Как только появится подходящий донорский орган, начнется работа целой команды. Случиться это может прямо сейчас, через несколько месяцев или полгода. Сколько продлится режим ожидания, предсказать невозможно. Здесь все — дело случая и совпадения. Ведь непременно должны сочетаться группы крови донора и реципиента, размер легких, объем грудной клетки и прочее. Придется учесть много факторов. Иначе большая работа превратится в неоправданный риск.

lungs.png


Вообще, донорские легкие очень чувствительны и уязвимы. Их состояние зависит от оборудования, на котором проводилась вентиляция, отсутствия инфекций дыхательных путей и т.д. И эта проблема всего мира: только в 18 — 20 процентах случаев легкие пригодны для трансплантации. При этом печень и почки признаются годными в 88, сердце — в 33 процентах случаев... Увы, за два последних месяца с момента постановки команды трансплантации легких в режим постоянной круглосуточной готовности к операции ни одному из пациентов не подошли донорские органы по критериям качества или совместимости.


Хронические заболевания в терминальной стадии, когда все способы лечения не принесли результат, — они и становятся показанием к трансплантации. Речь о легочной гипертензии, хронической обструктивной болезни легких, муковисцидозе и ряде других недугов. Но и тогда в операционную редко попадают люди старше 65 лет. Считается, что в стране на миллион населения есть потребность в 2 трансплантациях легких в год. Наши специалисты говорят: в реальности она больше.


Такая пересадка — это не просто вживление человеку донорских легких, а сложный, технологически тонкий процесс. Операция здесь — только миг в нелегком пути к выздоровлению. Начинается же он с предельно тщательного обследования пациента в отделении торакальной хирургии. Некоторые шутят, будто происходит это так же, как при подготовке космонавтов к полету. Совместно работают специалисты лучевой и ультразвуковой диагностики, эндоскописты, микробиологи и пульмонологи. Задача последних — улучшить работу дыхательной системы, чтобы оттянуть операцию до момента появления подходящего легкого. Случается, что после трансплантацию откладывают на несколько лет. И таких пациентов включают в пассивный лист ожидания. Сегодня в нем значатся 11 человек.

10-2.png


Те же, кому лечение не помогает, пополняют активный список. А значит, теперь в любой момент — днем или ночью — их могут вызвать в клинику в отделение трансплантации легких. Как только появляется подходящий донорский орган, его параметры сравнивают с данными в базе нуждающихся в пересадке. Особенно важно: с момента изъятия легких до «вживления» должно пройти не более 6 часов. Потому доставлять в центр донорский орган будут в сопровождении ГАИ или на вертолете. Счет ведь буквально идет на минуты. Когда начинается операция, от пациента не отходят хирурги и операционная сестра, анестезиологи, перфузиологи, врачи ультразвуковой диагностики и эндоскописты. Длится такая работа обычно от 4 до 9 часов. Затем пациента передают бригаде врачей интенсивной терапии. Их задача — уберечь его от осложнений, прежде всего, отторжения органа или инфекции.


А самым дорогим в радикальном лечении становится не собственно операция, а пожизненная иммуносупрессивная терапия. Человеку придется теперь каждый день принимать препараты, которые будут подавлять работу его иммунитета, чтобы он «не противился» вживленному легкому, не отторгнул его. Такое лечение у нас после всех пересадок получают бесплатно.


КСТАТИ


В отделении торакальной хирургии 9–й клинической больницы накоплен опыт органосохраняющих операций на легком с удалением и всеми видами реконструкции легочных сосудов и бронхов. Есть здесь и аппарат экстракорпоральной мембранной оксигенации «искусственное легкое». Врачи прошли обучение на базе ведущих клиник мира Австрии, Германии, Великобритании и Израиля.


ЦИФРЫ «СБ»


В мире каждый год выполняется до 3.500 трансплантаций легких. Лидеры — США, Канада, Испания и Франция. До 85 процентов пациентов живут после такой пересадки около года, 55 — 60 процентов — более 5 лет, а некоторые — 15 лет и дольше. Эти люди ничем не отличаются от других — достаточно хорошо выглядят, физически и социально активны, плавают, тренируются и даже участвуют в марафонских забегах. В общем, живут и дышат полной грудью.

Из первых уст

 
eskov.png

Заведующий отделением торакальной хирургии 9–й клинической больницы г. Минска Сергей Еськов:


— Чтобы четко наладить работу, были разработаны детализированные протоколы, регламентирующие деятельность каждого специалиста команды трансплантации легких. Для этого мы предварительно изучили документы ведущих клиник мира. Однако созданный в Беларуси протокол отличается от зарубежных еще более требовательным подходом к множеству аспектов. В частности, по сравнению с европейскими наши критерии отбора донорского органа более детальны. С течением времени требования будут не столь жесткими. Но для этого нужно накопить определенный опыт и усовершенствовать технологии. И еще одно существенное отличие. В нашей программе обозначено, что вмешательство может быть эффективным для пациентов с бронхиолоальвеолярным раком. Считаем это вполне оправданным. Такой диагноз часто ставят людям в 30 — 35 лет, которые не курят, не имеют других вредных привычек. Однако ни химиотерапия, ни лучевая терапия в этих случаях не могут помочь и люди умирают через 1 — 1,5 года с момента выявления болезни. Особенность в том, что этот рак практически никогда не дает метастазов, поражая лишь легкие. По сообщению ведущих медицинских центров мира, есть случаи излечения онкологии этого типа после трансплантации легких.


mart@sb.by


Советская Белоруссия №178 (24559). Четверг, 18 Сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter