Рейд по новым нормам: готовы ли производители и торговля увеличивать шрифты на товарах?

Переписка с покупателем мелким почерком

Два года отводили изготовителям и поставщикам на переход к новым нормам по маркировке продуктов питания. 28 апреля срок закончился. И с этой даты в силу официально вступили изменения, внесенные в техрегламент Таможенного союза решением Совета Евразийской экономической комиссии. Теперь правила по соблюдению минимальных размеров шрифта для всех стали обязательными. Насколько готовы к таким изменениям торговые точки Витебска? Вместе со специалистами областной инспекции Госстандарта наш корреспондент отправился в рейд, чтобы изучить ситуацию.

Все ли в порядке с соблюдением новых правил.
Фото автора

Шрифт имеет значение

Встречаемся у крупного торгового центра. Начальник отдела государственного метрологического надзора Жанна Кузюренко проводит вводный инструктаж:

— Если раньше не было четких ограничений по высоте шрифта и указанные в техрегламенте параметры принимались как рекомендация, то теперь все расписано детально. Для указания наименования пищевой продукции, количества, даты изготовления и срока годности должен применяться шрифт размером не менее двух миллиметров. Шрифтом не менее 0,8 миллиметра указываются состав, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, импортера, рекомендации по использованию, а также показатели пищевой ценности (для специализированной пищевой продукции), слова для указания даты изготовления, срока годности… Кроме того, на отдельные виды пищевой продукции при указании некоторых реквизитов техрегламентами могут быть установлены дополнительные требования.

…В торговом зале народу немного — время рабочее. Продавцы-консультанты пополняют прилавки и холодильники. Замечаю, что многие из них пользуются лупами при пересмотре уже находящихся в продаже товаров.

— Это не обязательно говорит о том, что есть проблемы в маркировке, — успокаивает меня Жанна Владимировна. — К сожалению, в век информационных технологий при засилье разного рода гаджетов зрение людей оставляет желать лучшего. Многие просто стесняются носить очки или линзы. Торговые работники не исключение.

Слова специалиста подтверждаются дальнейшим исследованием. С помощью специального прибора мы замеряем высоту шрифта на мороженом и конфетах белорусского производителя. Дальше — мелочевка в виде шоколадных батончиков, хлебцов, сырков. Все в порядке. Придраться не к чему. Остается лишь посетовать на свои офтальмологические проблемы, которые заставляют щуриться, вглядываясь в шрифт. Правда, далеко не все столь скрупулезны. Из сотни посетителей магазина мы увидели лишь двоих-троих, которые, прежде чем сделать покупку, взглянули на маркировку товара.

 Безуспешным на поиски нарушений оказался наш поход и еще в три гипермаркета. Там тоже все в порядке.

Крупные торговые сети более оперативно реагируют на изменения в законодательстве и того же требуют от своих поставщиков, — резюмирует мой инспектор. — Давайте попробуем посмотреть на ассортимент небольших торговых точек и павильонов.

Что спрятал производитель

Со шрифтами на этих товарах изготовители явно схитрили.
Направляемся на Чкаловский рынок, весьма популярный у витебчан. У одной из торговых точек топчется группка детишек. По дороге из школы разбирают жевательные резинки, чипсы, орешки. Более внимательно изучаем лакомства и мы. Оказывается, не зря. 

— Вот смотрите, жевательная резинка «Язык зомби», — показывает Жанна Кузюренко. — Шрифты явно не выдержаны. Название вдвое меньше положенного. Количество тоже недотягивает почти 0,5 миллиметра. Дата изготовления и срок годности вообще отсутствуют. Да, возможно, он обозначен на групповой упаковке. Но площади магазина не позволяют выставлять товар в больших коробках. В итоге покупатель остается в неведении, качественный ли продукт купил…

Оказывается, это не все сюрпризы «Языка зомби». Разбираемся дальше: в своем составе жвачка содержит не совсем безопасные красители, которые могут влиять на активность детей. Вот только для предупреждающей надписи использован шрифт всего в 0,4 миллиметра. Норма — вдвое больше. Примерно такая же ситуация и еще по двум видам аналогичного товара пакистанского и турецкого производителя. И красивый украинский леденец в виде красного сердечка тоже насторожил. Шрифт до нормы явно недотягивает… 

Подводим итоги нашего рейда: получается, что покупать сладости в маленьких магазинчиках более опасно?

— Не совсем так, — резюмирует представитель Госстандарта. — Несмотря на окончание переходного периода, торговля пока еще имеет право реализовать уже полученные от производителя товары. Правда, только в том случае, если они были выпущены до 28 апреля. Если нет — это уже нарушение. Увы, в каждой торговой точке проверяющего не поставишь. И чтобы быть полностью уверенным в качестве и безопасности любого продукта, человек всегда, независимо от места покупки, должен предварительно ознакомиться с его характеристиками. Вот, кажется, безобидная жевательная резинка со вкусом арбуза. А на ней написано: «При чрезмерном употреблении может оказывать слабительное действие». Оцените свое состояние здоровья, прежде чем увлекаться такими вещами. Нужна ли эта «побочка» вам или вашим детям?

Делаем вывод: конечно же, чтобы в корзине покупателя оказались лишь те товары, которые ему нужны, размер шрифта имеет немаловажное значение. Потому и Госстандарт требует: информация на всех потребительских упаковках должна быть свободно читаема здоровым человеком без оптических приспособлений и легко воспринимаема. Только так человек сможет сделать правильный выбор. На это, кстати, и направлены изменения в законодательстве.

А вы все еще берете товары с прилавков магазинов не глядя? Зря.

НА  КАРАНДАШ!

С начала года только Витебской областной инспекцией Госстандарта проведено 14 контрольных мероприятий. Выявлено 35 наименований импортной продукции с нарушением требований техрегламента Таможенного союза — в ее составе присутствовали не заявленные в маркировке синтетические красители. Больше чем на 30 товарах отсутствовала предупреждающая надпись, что они могут быть небезопасны для здоровья детей. По результатам госнадзора Госстандартом в итоге запрещен ввоз и обращение на территории Беларуси 15 наименований опасной продукции. Прекращено действие шести документов об оценке соответствия на такую продукцию.

Выдано десять предписаний об изъятии и составлено 19 протоколов об административных правонарушениях.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter