В мемориальном комплексе «Хатынь» пройдет символический урок памяти

Пепел Хатыни стучит в сердца

Хатынь. Эту деревню в Логойском районе сожгли вместе с жителями 72 года назад. Всего на кладбище деревень, уникальной части хатынского мемориала, покоятся 186 населенных пунктов. Именно столько деревень превратили в пепелище фашисты и коллаборационисты за годы Великой Отечественной войны. Эти зверства нельзя ни забыть, ни понять, ни простить. 



Завтра в мемориальном комплексе «Хатынь» пройдет символический урок памяти. Ученики 125-й минской школы попытаются увидеть эту трагедию и поделиться увиденным в стихах, фотографиях и рисунках. Ровно в 11.00 с минуты молчания начнется траурный митинг — и хатынские колокола еще раз напомнят миру о страшных событиях 22 марта 1943 года. 

Увы, живые свидетели хатынской трагедии — Виктор Желобкович и Соня Яскевич — не смогут рассказать свои истории детям. Они уже не делятся воспоминаниями ни с кем — тяжело болеют, сказывается возраст. Но директор Мемориального комплекса «Хатынь» Артур Зельский отыскал новые страницы из трагических судеб сожженных деревень. 

«Недавно всплыли еще факты зверств карателей. Мы подготовили новый путеводитель для экскурсоводов. Так, 23 сентября 1943 года отряд карателей захватил деревню Видилино. Под угрозой расстрела стариков и женщин заставили тянуть бороны, чтобы проверить дорогу на наличие мин. Когда путь расчистили, убийцы ворвались в деревню Возрождение. Всех жителей загнали в несколько домов и подожгли. В пламени и от пуль погиб 61 житель деревни».



Несколько рядов на единственном в мире кладбище деревень занимают могилы населенных пунктов Верхнедвинского района. В феврале-марте 1943 года у юго-восточных границ Латвии на территории Освейского, Дриссенского, Россонского районов Беларуси и Себежского района России фашисты творили «Зимнее волшебство». Это одна из самых кровавых карательных операций. Целились в партизан, а по сути уничтожали мирных жителей. Мертвая зона была вдоль 30-километровой полосы латвийской границы. Основной удар наносили латышские полицейские батальоны.

За полтора месяца «волшебники» сожгли 439 населенных пунктов, уничтожили более 12 тысяч мирных жителей. Убийство было самой «мягкой» расправой над жертвой. Директор мемориала Артур Зельский вчитывался в самые ужасающие страницы военной истории, но даже ему тяжело рассказывать о том, как изощрялись в издевательствах латышские коллаборационисты: «Это непостижимо разуму. Мальчику Жене Юхневичу из деревни Беляны Освейского района было полтора годика. Его мать, восьмилетнего брата Витю и семилетнюю Веру зарезали ножами. Ребенку разбили голову, выломали пальцы и бросили в огонь. Это был еще и своего рода поход за рабами. Точные данные о количестве погибших среди угнанных установить не удается. В местечко Росица пригоняли жителей других деревень для «вторичной фильтрации». Около 1500 человек, в основном женщин с маленькими детьми, сожгли в местном костеле. Тогда сгорели и два католических священника». 

Недавно по Риге маршем прошли ветераны СС и неонацисты. Сотни участников собирают слеты бывших эсэсовцев в Эстонии… В Хатыни на митинге-реквиеме поминают жертв, а где-то в праздничном строю, с цветами и наградами, идут их палачи. Как ни крути, двойные стандарты памяти: молодежь в одних странах видит в сожженной деревне трагедию, в других — едва ли не руководство к действию. Может, поэтому в мире и продолжают вспыхивать новые «горячие точки». 

За минувший год мемориал в Логойском районе посетило более 200 тысяч гостей из разных стран. Память о Хатыни жива. Увы, живо и пламя Хатыни… 

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter