Пенсия как лебединая песня зарплаты

"Пора думать о старости", - философски заметил один чеховский персонаж, перешагнув 30-летний порог жизни.
"Пора думать о старости", - философски заметил один чеховский персонаж, перешагнув 30-летний порог жизни. Нынешним тридцатилетним самое время последовать его примеру. Уже сегодня каждый заслуженно отдыхающий белорус получает пенсию за счет 1,6 трудоспособных. По прогнозам демографов, когда подоспеет пора идти на пенсию тем, кому сегодня 30 - 40, это соотношение станет еще менее обнадеживающим. Так что, чем раньше начнешь думать о старости, тем достойнее ее встретишь. На постсоветском пространстве полным ходом идут пенсионные реформы. И есть причины торопиться. Скажем, у соседей-россиян пенсионные дела обстоят не намного лучше, чем у белорусов: на одного российского пенсионера приходится два работающих - чтобы доставшаяся от Союза распределительная система пенсий работала нормально, "занятых" требуется в 5 раз больше. Однако Беларусь с кардинальным реформированием пенсионной системы пока не спешит. Почему?

Суть российских пенсионных новаций такова: пенсионный минимум гарантирован всем, ну а в остальном - что накопишь, на то в старости и жить будешь. Иными словами, с минувшего года часть средств, перечисляемых работодателями в пенсионный фонд, ежемесячно направляется на личный накопительный счет каждого работника. Вскоре россиянам будет предоставлена возможность не просто копить, но и преумножать свои пенсионные сбережения, доверив их одной из управляющих компаний. Под какие гарантии? Их в общем-то немного: "управители" обязаны страховать свои финансовые риски на случай банкротства. Любопытная деталь: пенсионные средства опоздавших с выбором компании автоматически перекочуют в государственный Внешэкономбанк.

Хорошо это или плохо для будущих пенсионеров? Во что выльются преобразования в конечном итоге, станет ясно лишь лет через тридцать - именно столько пенсионная реформа будет обкатываться и "обрастать" подзаконными актами. Впрочем, некоторые прогнозы можно сделать уже сегодня. По мнению многих российских экспертов, тот же Внешэкономбанк привык работать с так называемыми "консервативными" финансовыми инструментами: то есть клиентам этого "управителя" ожидать доход выше 10 - 14 процентов годовых не стоит, примерно на столько же ежегодно "дешевеет" российский рубль в результате инфляции. Негосударственные управляющие компании обещают доходность вдвое выше. Впрочем, одно дело обещать, другое - выполнять обещанное. Формально шанс получить реформенные "дивиденды" есть у тех, кому до пенсии осталось максимум 10 лет. Фактически же реально накопить на обеспеченную старость могут лишь те, кому сегодня 25 - 30 лет. Остальным, по большому счету, от нововведений ни холодно ни жарко.

Белорусская пенсионная система к таким преобразованиям пока не готова. Перед тем как запустить реформу, россияне сумели создать двухмесячный пенсионный резерв, наш Фонд социальной защиты населения работает с колес. Кроме того, "накопительные" деньги нужно с умом вложить в дело. На сегодняшний день финансовый рынок Беларуси просто не в состоянии переварить внезапные инвестиции. А индивидуальные счета для будущих пенсионеров заведены вовсе не для денежных накоплений, а для хранения информации о стаже и размере заработка. Копить на старость позволяет добровольное пенсионное страхование. Правда, желающих раз-два и обчелся. Как говорит директор департамента страхового надзора Министерства финансов Виктор Сержинский, взносы по данному виду страхования составляют лишь 2 процента от всех страховых сумм, в то время как на Западе эти взносы в 15 - 20 раз больше. В общем, не спешат белорусы расставаться с наличностью ради неких эфемерных прибылей. Оно и понятно: опасаются за сохранность кровно заработанных. Сохранность накоплений, по словам Виктора Сержинского, гарантиями обеспечена. Для защиты вкладов на случай возможного банкротства страховщики создают гарантийный фонд, средства которого страховая организация не имеет права направить ни на какие иные нужды, кроме как на расчет с клиентами в экстренных ситуациях. Плюс постоянный контроль со стороны государства: Министерство финансов проверяет деятельность страховщиков практически ежегодно. Кроме того, с середины будущего года страховым компаниям придется работать в более жестких условиях: им предстоит увеличить уставный фонд с 200 евро до 400. В случае кризиса этот капитал также пойдет на уплату "долгов" клиентам.

Впрочем, как говорит один мой приятель, стоит ли копить "на потом", если неизвестно, доживешь ли до того счастливого дня, когда сможешь ими воспользоваться? Это он возможное повышение планки пенсионного возраста имеет в виду, в связи с чем его собственное неважное здоровье приобретает особый смысл. Вообще-то по условиям договора со страховщиком в случае безвременной кончины страхователя деньги, конечно, не пропадут - достанутся наследникам. Слабое, однако, утешение для ушедшего в мир иной. А потому 30 - 40-летним есть смысл подумать не только о пенсии, но и позаботиться о собственном здоровье - чтобы было кому ее получать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter