Пена в бокале

Через три года выпуск белорусского пива удвоится В ближайшие годы мощности отечественных пивзаводов увеличатся в полтора раза, а выпуск пенного напитка - более чем вдвое.
Через три года выпуск белорусского пива удвоится

В ближайшие годы мощности отечественных пивзаводов увеличатся в полтора раза, а выпуск пенного напитка - более чем вдвое. Такова цель программы развития отрасли на 2003 - 2005 годы, одобренной в конце октября правительством. Ее реализация обойдется почти в 125 млн. долларов. Более половины этих средств, по замыслу разработчиков документа, должны составить иностранные инвестиции. Остальное - кредиты банков, областные бюджеты и собственные средства предприятий.

То, что дела у отечественных пивоваров идут, мягко говоря, неважнецки, видно невооруженным глазом. Сезон, по сути дела, скомкан: мощности заводов за 8 месяцев были загружены всего на 66 процентов. Пива произведено почти на 8 процентов меньше, чем в прошлом году. Но и это количество было трудно продать. Многие заводы фактически за бесценок отдавали продукцию на российский рынок, где она вдвое дешевле местной. Несмотря на то что экспорт вырос в этом году почти до 4 млн. декалитров, денег производители не заработали. А с наступлением холодов у них и вовсе наступил "мертвый сезон": все чаще торговля возвращает обратно пиво с истекшим сроком годности...

Дело в том, что внутренний рынок уже давно перешел на российское и украинское пиво, импорт которого, по оценкам ассоциации "Белпиво", приблизился к 15 млн. декалитров - это более половины годового производства наших предприятий. Случилось то, о чем лет пять назад говорили наши пивовары, добиваясь свободного ценообразования на свою продукцию, снижения акцизов и возможности выбирать поставщиков сырья. Однако тогда их голос не был, к сожалению, услышан. В итоге стремительное падение в отрасли продолжается уже третий год, от чего государственная казна недополучает миллионы долларов. И это в то время как российские пивовары, освоившие новые технологии, стабильно удерживают третье место среди всех отраслей по отчислениям в бюджет. Наши же заводы с изношенным на 85 процентов оборудованием не выдерживают конкуренции ни по качеству, ни по цене. Четыре пивзавода уже закрылись. В ближайшее время, похоже, от выпуска пива откажутся еще два предприятия.

Теперь даже неспециалисту понятно, что спасти отрасль может только модернизация производства и переход на новые технологии. Проблема одна: где взять средства? У предприятий денег нет - оборотный капитал проеден, многие работают себе в убыток. Однако ставка на иностранные инвестиции, на которые сделан упор в программе, по мнению президента ассоциации "Белпиво" Петра Чигирина, тоже не бесспорна. Ни для кого не секрет, что белорусские пивзаводы давно интересуют потенциальных партнеров из-за рубежа. Однако созданы пока всего два СП. Затянувшаяся реализация проекта "Балтики" на минской "Кринице", неопределенность "Очаково" по отношению к Слуцкому, Брестскому и Витебскому пивзаводам ставят под сомнение реализацию всей программы. Тем более что и предыдущая, как известно, была провалена из-за того, что денег не нашлось.

Правда, в отличие от недавнего времени белорусские предприятия сейчас более привлекательны для бизнеса: отменен госзаказ на пивоваренный ячмень, растет потребление пива. Да и покупатель уже другой: он хочет получить качественный продукт, за который готов заплатить. И инвесторы реагируют на ситуацию. Подтверждением этому является создание на бобруйском заводе "Дедново" ЗАО "Белорусская пивоваренная компания" с участием американской компании "Detroit Brewing". Так что не исключено, что у пивоваров появился шанс начать жизнь с чистого листа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter