Сфера образования ищет внутренние резервы

Педагог сеет будущее

Сфера образования ищет внутренние резервы

Еще до начала итоговой коллегии Минобразования в холле лицея БГУ кипели жаркие споры. За прошлый год изменилось многое: в историю ушли вечерние школы, вовсю развернулся процесс оптимизации, а наша страна попала в число государств с высоким экспортом образовательных услуг. И в будущем образование ожидают новации: в министерстве подумывают о свободном выборе учебных предметов в школе, так сказать на западный манер, введении независимой международной системы владения английским TOEFL, в общем, планов много. Уже в этом году перемены ждут Кодекс об образовании, он должен стать проще и понятнее. А в ближайшем будущем институты развития образования планируют сделать факультетами педвузов. Но среди самых обсуждаемых тем — зарплата педагога.

Сейчас ставку решено сделать на внутренние ресурсы по принципу «каждому по способностям»: бюджетным организациям предоставят право на маневры в распределении средств. Хотя расходы на отрасль чуть уменьшились — до 5,57 процента от ВВП, появился другой важный нюанс, акцентировал внимание Геннадий Пальчик, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке: «Впервые в этом году в законе о бюджете зафиксирована не только общая сумма, но и абсолютная величина по каждому региону. Эти деньги нельзя использовать на другие, даже социально значимые цели, только на сферу образования». Почему бы в дальнейшем не зафиксировать минимальную сумму для каждого района, а затем и каждой школы, в зависимости от эффективности работы?


Итак, что имеем сегодня? Средняя зарплата в отрасли составила почти 3.449 тысяч рублей, то есть 67,1 процента от средней по стране. Конкретно в «расчетнике» учителя — около 3.998 тысяч, преподавателя вуза — чуть больше 6 миллионов. Надо отдать должное, некоторые вузы смогли заметно повысить эту планку: скажем, в БГТУ зарплата достигла 8.370 тысяч, а в БГУИР — 7.789.000. Но есть учреждения образования, где сотрудники получают на 20 — 25 процентов меньше, чем в среднем, — Барановичский государственный университет, Могилевский государственный университет им. А.Кулешова, Витебский государственный технологический университет. Министр образования Сергей Маскевич озвучил и такие цифры: работающим по контракту минским педагогам доплаты удалось увеличить на 25 процентов, в регионах — от 10 до 50 процентов. А в пяти столичных школах, где рискнули с экспериментом по отраслевой системе оплаты труда, доход учителя стал выше на 27 процентов. Между тем председатель отраслевого профсоюза Александр Бойко оценивает рост реальной зарплаты в немногим более 5 процентов: «Мы так и не смогли компенсировать потери 2011 года». В детсадах и вовсе нехватка кадров стала делом привычным. Люди поймут, замечает вице–премьер Анатолий Тозик, если там ввести 100–процентную оплату питания и эти деньги направить на зарплату воспитателей. Кстати, в нынешнем году Правительство планирует повысить зарплату в отрасли на 14 — 16 процентов. А надо, уверены эксперты, стремиться к идеальному варианту: чтобы учитель получал среднюю по стране, преподаватель вуза — полторы.


Ректор БГЭУ Владимир Шимов раскладывает по полочкам, почему сейчас трудно привлекать специалистов в высшую школу: зарплата 2,5 — 3 миллиона, отсюда дефицит работников торгового комплекса, в бухгалтерии, планово–финансовом отделе. А в Центре развития высоких технологий при вузе вообще работать некому, ведь внешний рынок предлагает зарплату 10 — 12 миллионов, а тут — максимум 6 — 7 миллионов. «Да, мы освобождены от налогов, но если получили деньги за обучение от ребят и положили их в банк на депозит, с этих депозитов мы платим 20–процентный налог. Если освободить вузы от подобных отчислений, можно направлять деньги на зарплаты. К тому же из–за регулирования цен у нас образовательные услуги становятся убыточными». Идею уйти от регулирования стоимости обучения поддерживает и Анатолий Тозик: все должно стоить ровно столько, сколько оно на самом деле стоит.

 

Советская Белоруссия №27 (24410). Среда, 12 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter