Печка-заступница

Календарь и традиции

6 февраля — день памяти блаженной Валентины Минской.


10 февраля — у православных поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.


Зима в этом году выдалась настоящая, можно сказать — классическая: много снега, мороз. Впору вспомнить поговорку наших этнических, но теперь уже сибирских белорусов: «У Сiбiры хлоды — не з кавярнi лёды». И, конечно же, пробыв некоторое время на морозе, человек тянется к теплу. С самых давних времен в домах согревала печка. Удачно и грамотно сложить печь — непростое дело, настоящее искусство, так что хороший печник по сей день ценится очень высоко.


У наших предков огонь в печи был фактически вечным: он поддерживался постоянно, выступал своеобразной семейной святыней, символом благополучия, счастья, да и всей жизни. По древним обычаям, вечером, перед тем как заслонить печку, хозяйка обязательно сгребала несколько еще тлевших угольков и тщательно присыпала их пеплом, чтобы поддержать огонь и наутро разжечь новый. Затухание такого огня в печке считалось плохим знаком. Тушили его только два раза в год — во время весеннего равноденствия, когда его переносили во двор, на воздух, и осеннего равноденствия: тогда снова его вносили в дом и разжигали от громничной свечи.


Конструкция печи воспринималась как жизнь человека: «падпечак» — прошлое, загнет и устье — день сегодняшний, «комiн» — будущее. Традиционно в белорусских хатах печка занимала место в ближайшем от входа углу и всегда была повернута устьем к большой стене с окном. Самой старой, архаичной, считается печь–каменка, сложенная из валунов, — такие часто встречаются при раскопках. Потом идут глинобитная и кирпичная печи. С ХIV века у нас начали думать не только о функциональности, но и о дизайне печки, поэтому стали обкладывать ее плитками — «кафляй». Складывая из глиняной массы, добавляли валуны, ведь камень сам по себе — символ крепости. Изначально печи были курные, т. е. без дымохода. Со временем они уступили место печам «белым» — с дымоходами.


Название верхней части печи говорит само за себя — лежанка, там не только согревались в холода, но и сушили одежду, зерно, лекарственные травы и растения — именно на печи их доводили до нужного состояния, чтобы при этом они не утратили своих целебных свойств. Здесь же, наполняя хату необыкновенным ароматом, подвешивались и сушились связки грибов, яблоки и груши. Печь всегда была центром дома.


Печь еще и играла заметную роль в народных обрядах, обычаях и верованиях. Именно с ее участием проводились многие ритуалы на протяжении всей жизни человека. Так, во время «заручын» девушка сидела на печи и слезала с нее только в том случае, если давала свое согласие на будущее замужество: здесь печка выступает как своеобразная заступница. В печи выпекался свадебный каравай, и его качество как бы определяло дальнейшую судьбу молодой пары. Входя в дом мужа, только переступив порог, молодая жена кланялась печи и набрасывала на нее подарок — вытканный собственными руками красный пояс. После купания младенца до полугодовалого возраста воду сливали в «падпечак». Первые состриженные шелковые волосики тоже сжигали на «прыпечке», на печку забрасывали и выпавший молочный зубик.


Очень интересный был обряд «перепекания», построенный на принципе так называемого обмана судьбы. Его проводили при трудно поддающихся лечению болезнях, когда отступали даже травники и знахари. Мать сажала ребенка на хлебную лопату и, обмывая водой, которой обычно приглаживали каравай (стараясь исправить все неровности, чтобы получился красивым и гладким, без трещин), имитировала своеобразную посадку (как хлеб) в печь, затем клала лопату на «прыпечак» и приговаривала, прогоняя болезнь: «Откуда пришла, туда и ушла».


Наконец, проводив человека в последний путь и возвратившись в дом, люди прикладывали ладони к печке — это называлось «греть руки».


Наш колорит!


На Белорусском Полесье курные печки иногда размещались устьем в «сенцы», куда и выходил дым. Именно в этом регионе существовала традиция росписи белых печей характерным растительным орнаментом. Совершенно оригинальный обряд «Жанiцьба комина» — почитания приспособлений для освещения дома — тоже существовал на Полесье.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter