В Минск прибыла делегация представителей китайского парламента

Партнеры в парламенте Китая

В Минск прибыла делегация представителей китайского парламента

Китайские политики - частые гости в Беларуси. Всестороннее стратегическое партнерство, которое развивают наши страны, требует живого делового наполнения. Вчера начался визит в Беларусь делегации Комитета по иностранным делам при Постоянном комитете Всекитайского собрания народных представителей. С чем приехали парламентарии? Об этом глава комитета Фу Ин рассказала в интервью "СБ".


- Как вы считаете, какие новые элементы должно содержать всестороннее стратегическое партнерство Китая и Беларуси? Какую уникальную роль будут играть контакты между законодательными органами двух стран?


- Всестороннее стратегическое партнерство Китайской Народной Республики и Республики Беларусь характеризуется высоким уровнем политического взаимодоверия и углубленным развитием практического сотрудничества в различных областях. Обе стороны должны активизировать сотрудничество в торгово-экономической, высокотехнологической и других областях, создавать новые точки роста сотрудничества в сфере инвестиций, информационных технологий, энергетики, безопасности, укреплять взаимопонимание и дружбу между двумя народами. В Программе развития всестороннего стратегического партнерства КНР и РБ на 2014 - 2018 годы выдвинуты конкретные идеи и план действий по развитию многопланового сотрудничества на последующее пятилетие.


Обмены между законодательными органами двух стран являются важной составной частью всестороннего стратегического партнерства КНР и РБ, что непосредственно связано с мнением общественности и социальной базы двусторонних отношений. В этом контексте следует, во-первых, укреплять взаимопонимание о путях развития друг друга, вести диалог по тематикам, находящимся в фокусе внимания общественности. Во-вторых, обмениваться опытом законотворческой деятельности и управления государством, учиться друг у друга, непрерывно способствовать модернизации системы и наращиванию возможностей государственного управления. В-третьих, быть в курсе и содействовать решению трудностей и проблем в международном сотрудничестве. К примеру, накануне визита мы провели встречу с представителями китайских компаний, работающих в Беларуси. По итогам встречи мы составили перечень с учетом мнений китайских предпринимателей для передачи депутатам белорусского Парламента - хотим тем самым принимать практические меры для содействия двустороннему торгово-экономическому сотрудничеству. Кстати, во время пребывания нашей делегации в Минске тоже планируется встреча с представителями китайских компаний в Беларуси.


- Какие экономические проекты будут реализованы? Что вы думаете об участии Беларуси в формировании экономической стратегии Китая?


- В сентябре прошлого года, в ходе турне по четырем центральноазиатским странам Председатель КНР Си Цзиньпин выступил со стратегической концепцией о совместном формировании экономического пояса шелкового пути. Он проходит через 18 стран Евразии и охватывает 3 млрд. человек. Данная инициатива реализуется с целью соединения Китая со странами, расположенными вдоль по этому маршруту в интересах формирования новой жизнеспособной экономической зоны, характеризующейся бесперебойными связями в сферах политики, коммуникации, торгово-валютного передвижения, людских контактов. Экономический пояс шелкового пути принял эстафету Великого шелкового пути - в нем дух мира, дружбы и сотрудничества. Он будет сформирован на принципах многообразия, открытости, толерантности, на основе полного учета воли и желания соответствующих стран, не имеет закрытого и блокового характера.


Беларусь как важный транспортный узел Европы и член Таможенного союза обладает уникальным географическим преимуществом. Китай будет поощрять больше конкурентоспособных китайских предприятий в увеличении инвестиции в Беларусь, укреплять сотрудничество в области транспорта и коммуникации, строительства инфраструктуры, использовать Китайско-Белорусский индустриальный парк и другие платформы для активизации сотрудничества в области международного транспорта и логистики. Надеемся, что Беларусь будет играть более значительную роль в формировании экономического пояса шелкового пути.


- Поговорим о перспективах торгово-экономического сотрудничества. Полагаете ли вы, что китайско-белорусский "Индустриальный парк "Великий камень" станет стратегическим проектом, способным распространить наше сотрудничество до пространства Евразийского экономического союза и Европейского союза?


- С момента установления дипломатических отношений китайско-белорусские торгово-экономические связи становятся все более тесными. В настоящее время двустороннее сотрудничество находится в ключевом этапе перехода из стадии количественного роста в стадию качественного развития. Важно нормализовать процедуру организации тендеров, ускорить процесс сертификации товаров, активно искать новые формы финансирования проектов. Недавно китайская сторона получила от белорусской стороны первый перечень ключевых проектов сотрудничества, сейчас мы внимательно изучаем его. Пора приступить к скачкообразному развитию китайско-белорусского торгово-экономического сотрудничества.


Китайско-Белорусский индустриальный парк является важной платформой торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Беларусью, а также соседними странами. Строительство парка уже началось, и китайская сторона готова активно координировать деятельность финансовых учреждений двух стран, предприятий - резидентов парка и других заинтересованных сторон. Мы как представители законодательного органа должны содействовать этому. Совершенствуя законы, предлагая больше льгот участникам, чтобы поддержать инвестиционную активность предприятий.


- С усилением совокупной мощи страны намеревается ли Китай в XXI веке корректировать свою внешнюю политику?


- С началом проведения политики реформы и открытости Китай достиг исторического прогресса в своем развитии. С 1979 по 2012-й год ежегодный прирост ВВП Китая составляет 9,8%. Но мы трезво осознаем, что, хотя по показателю общего объема ВВП Китай занимает второе место в мире, на душу населения приходится лишь 6.800 долларов. А в некоторых западных провинциях страны - еще ниже, около 3.000 долларов. По оценке Всемирного банка, более двухсот миллионов человек в Китае живут за чертой бедности. В своем развитии Китаю еще предстоит преодолеть много вызовов, нужно еще пройти долгий путь. На данный момент нашей ключевой задачей по-прежнему является всесторонний прогресс общества на основе экономического развития.


Развитие Китая нуждается в гармоничной, стабильной внутренней обстановке и мирных, спокойных международных условиях. Китай придерживается самостоятельной и независимой мирной внешней политики, придерживается стратегии открытости в духе обоюдной выгоды. В мае этого года на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепцию по обеспечению общей, комплексной, основанной на сотрудничестве и устойчивой безопасности в Азии. Что встретило позитивные отклики мирового сообщества. По мере развития своей совокупной мощи Китай готов предоставить международному сообществу еще большее количество товаров, продолжать нести посильные международные обязательства на основе принципа соблюдения баланса между правами и обязательствами.


В международных делах Китай придерживается политики невмешательства во внутренние дела других стран, выступая за урегулирование споров мирным путем.


- Что вы можете сказать о морских спорах между Китаем и некоторыми его соседями? США внесли корректировки в политику по Азиатско-Тихоокеанскому региону и заявили о поддержке своих союзников в лице Японии, Республики Корея и Филиппин. Может ли это ущемлять Китай в действиях по защите собственных интересов?


- Ситуация в Восточной Азии в целом стабильна, стремление к добрососедству, дружбе и взаимовыгодному сотрудничеству остается ведущим в регионе. Что касается морских споров, то по их урегулированию у Китая с соответствующими сторонами есть взаимопонимание. Нужно добиваться решения споров посредством дружественных консультаций и одновременно изыскивать путь к совместному освоению морской территории. Это давнее взаимопонимание сыграло позитивную роль в обеспечении мира и стабильности в Восточной Азии за прошедшие 20 с лишним лет.


Однако в последние годы отдельные страны, нарушив упомянутое взаимопонимание, умышленно пошли на провокации. К примеру, в апреле 2012 года военные корабли Филиппин вошли в акваторию китайского острова Хуанъянь и напали на наших рыбаков. В сентябре того же года правительство Японии заявило о "национализации" спорного острова Дяоюйдао и, более того, Токио стал раздувать так называемую китайскую угрозу. Подобные действия не только посягают на суверенитет и права Китая, но и подрывают мир и стабильность в регионе.


Китай - твердый сторонник урегулирования споров путем мирных переговоров. В отношении провокаций отдельных стран мы предпринимаем действенные контрмеры только с той целью, чтобы побудить стороны сесть за стол переговоров и обеспечить мир, стабильность и спокойствие в регионе.


Китай и США являются важнейшими странами АТР. Причем общих интересов у двух государств намного больше, чем разногласий. Теперь китайско-американские отношения уже вступили в новую стадию. Исходя из того, что неконфронтация, непротивостояние, взаимоуважение, сотрудничество и обоюдная выгода отвечают общим интересам Китая и США, они и должны служить основным принципом выстраивания взаимоотношений двух стран.


- В чем заключается цель всестороннего углубления китайской реформы? Какую роль играет Всекитайское собрание народных представителей в продвижении реформы?


- Китайская реформа уже вступила в основную стадию. Новый раунд реформы предполагает выделение решающей роли рынка в распределении ресурсов, развитие более широкой, полной и совершенной народной демократии. В Китае поставлены задачи увеличить к 2020 году ВВП и доход на душу городского и сельского населения в два раза по отношению к показателям 2010 года. А к 2049 году построить могущественную, демократическую, цивилизованную, гармоничную и модернизированную социалистическую страну. Мы образно обобщаем вышеизложенные задачи как осуществление "Китайской мечты" о великом возрождении китайской нации. "Китайская мечта" принесет китайскому народу более качественное образование, обеспеченное трудоустройство, достойные доходы, надежное социальное обеспечение, комфортные условия проживания и окружающую среду.


В настоящее время самые главные задачи Всекитайского собрания народных представителей - обеспечение продвижения всестороннего углубления реформы в русле законности, ускорение процесса ратификации, внесения поправок и аннулирования, повышение уровня законотворческой деятельности. С начала года Всекитайское собрание народных представителей Китая уже внесло поправки в закон об охране окружающей среды, идет работа по внесению поправок в законы о безопасности продуктов питания. Это все тесно связано с благосостоянием народа.


Развитие Китая обещает огромные возможности внутреннего спроса. Продвижение урбанизации, преодоление разрыва между городами и селами, между разными регионами. Все это представляет для Китая не только вызовы, но и шансы. Мы будем активизировать поддержку реального сектора экономики, в дальнейшем упрощать административные процедуры и передавать части полномочий регионам, создавать более справедливую и рациональную конкурентную среду на рынке. Будем также усиливать гарантии в области занятости, социального страхования


Мировая экономика продолжает восстановление, но все еще существует немало факторов непредсказуемости и нестабильности. По нашему прогнозу, в ближайшие 5 лет Китай будет импортировать товары на сумму, превышающую 10 триллионов долларов. Внешние инвестиции Китая превысят 500 миллиардов долларов. А более 500 миллионов китайцев будут ездить путешествовать за границу. Мы будем рады поделиться дивидендами своего развития с другими странами, в том числе и с Беларусью.


romanova@sb.by

 

Советская Белоруссия №126 (24509). Вторник, 8 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter