Парламент: год плюсов и минусов

Сегодня у парламентариев маленький юбилей - ровно год назад состоялось первое заседание депутатского корпуса второго созыва.
Сегодня у парламентариев маленький юбилей - ровно год назад состоялось первое заседание депутатского корпуса второго созыва. Накануне корреспондент "СБ" встретилась с председателем Палаты представителей Вадимом ПОПОВЫМ, который подвел некоторые итоги первого парламентского года.

- Самое главное, - считает Вадим Александрович, - что наш парламент уже состоялся как профессиональный. Чего греха таить, сомнения были не только у скептиков-наблюдателей, но и в рядах самих депутатов. Вспомните те три месяца, что были определены для окончательного перехода парламентариев на профессиональную основу - для многих они стали достаточно сложным временем выбора. Уже на первых порах было видно: профессиональный парламент подходит к законотворческому процессу по-иному - системно, а значит, более качественно. Подготовка к вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию длится, к примеру, почти 5 лет. Еще в 1996 году была создана межведомственная комиссия, которая до сих пор особой активности не проявляла. Парламентарии взяли эти вопросы под свой контроль: к первому чтению готовится 4 законопроекта, которые являются частью законодательной базы, необходимой для соответствия требованиям ВТО. Кстати, в рамках этой работы мы намерены провести консультации в ряде европейских международных политических институтов. Такие приглашения нами уже получены благодаря активной работе в рамках Межпарламентского союза.

- Профессиональная основа работы парламента требует от депутатов определенного уровня не только знаний, но и подходов к решению государственных проблем.

- "Опыт - сын ошибок трудных..." Чтобы приобрести опыт менее болезненным путем, мы организовали учебу депутатов, на которую приглашаем лучших специалистов не только в области юриспруденции, государственного строительства, но и тех практиков, которые ежедневно решают производственные и социальные задачи общества. Своего рода учебой я назвал бы и то, что парламентарии имеют сегодня доступ к информационным ресурсам Госдумы, парламентов стран СНГ и ряда европейских государств. Это серьезная подпитка для профессионального становления депутатов. Нельзя не сказать и о той роли, которую играет для парламентариев общение с коллегами из других стран. На качественно новом уровне работают сегодня у нас депутатские группы по сотрудничеству с парламентами других государств.

К минусам, к антиитогам прошедшего года я бы отнес то, что на сегодняшний день политика в отношении нашего парламента в ряде межпарламентских европейских структур все еще остается дискриминационной: до сих пор не восстановлен статус специального приглашенного в Парламентской Ассамблее Совета Европы - очередные рабочие встречи, на которых будут обсуждаться эти проблемы, намечены на зимние месяцы. Двойные стандарты остаются, хотя ранее нас убеждали в том, что после президентских выборов ситуация будет разрешена.

- Вы как спикер заинтересованы в том, чтобы консолидированная позиция парламента вырабатывалась в процессе консультаций, или для вас важно, чтобы все существующие точки зрения обсуждались в Овальном зале публично, а точку в споре ставило голосование?

- Предварительное обсуждение всех документов в комиссиях - это традиция. По целому ряду законопроектов мы проводим выездные заседания: а вот это уже новая практика. Скажем, на следующей неделе в Овальном зале мы будем обсуждать проект Налогового кодекса. Состоялось четыре выездных заседания, в которых принимали участие и теоретики, и практики. Каждое положение документа обсуждалось обстоятельно и всесторонне. Такой подход к работе хорош тем, что очень много вопросов снимается еще в результате подготовки законопроекта. Кстати, нередко самые эмоциональные выступления в Овальном зале звучат от тех, кто в силу каких-то причин не участвовал в практической предварительной работе над документом...

- Вадим Александрович, сейчас в Палате представителей на рассмотрении находится проект бюджета-2002. Как вы относитесь к тому, что его уже окрестили сложным?..

- Принятие бюджета - это процесс для любого парламента любого государства действительно архисложный: соблюсти баланс интересов потребностей и возможностей непросто всегда. Сравните: наш бюджет составляет около 5,2 млрд. долларов по нынешнему курсу. А у соседки Украины, население которой больше нашего в 5 раз, бюджет составляет 9 млрд. долларов. Комментарии, полагаю, излишни. Довелось прочитать в некоторых СМИ и такое голословное утверждение, что, дескать, парламентарии не успели познакомиться с проектом бюджета. Но довольно бурное и эмоциональное обсуждение документа в Овальном зале и есть следствие того, что депутаты внимательно проработали проект и сформулировали конкретные вопросы в адрес правительства. А я бы выделил принципиальные отличия нынешнего проекта бюджета от предшествующих - во-первых, его социальная ориентированность. Затем - уже принято предложение председателей облисполкомов о большей финансовой самостоятельности регионов. Кроме того, снижение налоговой нагрузки на прибыль в 6 пунктов - с 30 до 24 процентов - можно рассматривать как смелое решение, должное повысить налогооблагаемую базу предприятий.

- В ноябре можно говорить еще об одной дате - 5 лет назад состоялся референдум, на котором наши граждане, по сути, определили будущее страны...

- Знаете, все эти 5 лет стабильной общественно-политической ситуации подтвердили правильность стратегии Президента и верный выбор народа. Можно приводить массу примеров из нашей жизни, проводить параллели между спокойной ситуацией в Беларуси и чередованием политических и экономических кризисов в ряде стран СНГ. Но сегодня уже важнее иное: сформированы все условия для решения качественно новых общегосударственных задач. И это не только вопросы либерализации экономики... В рамках реализации Договора о создании Союзного государства нас ждут выборы в союзный парламент. Палата представителей готова ко второму чтению законопроекта об этих выборах. Мы координируем наши сроки рассмотрения с Госдумой, так как выборы должны состояться не позднее 6 месяцев после принятия соответствующего закона. Кроме того, заканчивается работа по подготовке Конституционного акта. Все это затрагивает в определенной степени статьи нашей Конституции. Полагаю, что вопросы, связанные со строительством Союзного государства, да и касающиеся некоторой децентрализации властных полномочий внутри нашей страны, станут предметом всенародного обсуждения.

- Вы говорите о новом референдуме?

- Я думаю, что он может состояться уже в первой половине 2002 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter