Турецкие власти взяли под стражу 29 полицейских, подозреваемых в причастности к параллельному государству

Параллели иногда пересекаются

Турецкие власти взяли под стражу 29 полицейских, в том числе высокопоставленных офицеров, подозреваемых в причастности к так называемому параллельному государству. Их обвиняют в антигосударственной деятельности, шпионаже, фальсификации документов и незаконном прослушивании телефонов. Аресты произошли в 20 провинциях Турции. Неделей ранее по аналогичным обвинениям взяли под стражу 34 достаточно высокопоставленных военных. Их, как и новых арестованных, подозревают в причастности к так называемой Параллельной структуре — так турецкие следователи именуют некую тайную организацию, к созданию которой якобы имеет отношение исламский богослов Фетхуллах Гюлен. В Турции его объявили в розыск в декабре прошлого года по обвинению в подготовке государственного переворота. Сейчас Гюлен находится в США.



В целом создается впечатление, что эта страна находится сегодня в стадии турбулентности, несмотря на то что Турция все сильнее заявляет о себе как о региональном лидере. Анкара, по большому счету, избежала разрушительных потрясений, которые в ходе «арабской весны» так или иначе задели все ключевые государства в регионе. Результатом этих потрясений стало дробление и ослабление многих стран Ближнего Востока, соответственно уменьшается и их геополитическое влияние. О Турции этого не скажешь.

В свое время бывший тогда премьер–министром Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его Партия справедливости и развития стала примером для подражания для всех мусульман в качестве образца политического ислама. В прошлом году Эрдоган победил на первых в стране прямых выборах президента, продолжая оставаться сильнейшим политиком не только своей страны, но и всего региона. Его политика не всегда совпадала с видением Соединенными Штатами процессов в регионе.

Характерно, что в последнее время в Стамбуле, Анкаре и других крупных городах проходили массовые демонстрации по образцу «твиттерных революций», в которых преимущественно участвовала молодежь. Правительству удалось справиться с беспорядками, однако испытание на прочность турецкой стабильности продолжается. Очередные аресты в силовых структурах свидетельствуют о двух вещах. Во–первых, армия, которая всегда была оплотом светского развития страны, по–прежнему представляет собой некую альтернативу действующей модели политического ислама. А во–вторых, власти, судя по арестам, действуют на упреждение.

Пять лет назад в Турции произошла конституционная реформа, которая ограничила влияние армии на политическую и общественную жизнь. Фактически она поменяла основу турецкой государственности, заложенной в 1920–е годы Мустафой Кемалем Ататюрком. В ответ на критику турецкие власти всегда отвечают, что Турция своими парламентским строем, светскостью и рыночной экономикой является примером демократии в мусульманском мире.

Советская Белоруссия № 71 (24701). Среда, 15 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter