Парадный выход

Гродно стал обладателем оригинальных офортов ван Дейка

Гродно стал обладателем оригинальных офортов ван Дейка


Выставку, которая открылась вчера в Овальном зале Гродненского государственного историко–археологического музея, без преувеличения можно назвать сенсацией. 30 гравюр знаменитого фламандского художника Антониса ван Дейка, которого так любят коллекционировать американские миллиардеры, будут демонстрироваться здесь полгода, а возможно, и больше. Теперь доподлинно известно, что в коллекцию музея попали оригинальные офорты XVII века.


Эти гравюры музей приобрел у частного коллекционера еще в 2001 году за сумму, в разы меньшую стоимости произведений ван Дейка на аукционах. Дело в том, что сам коллекционер не был уверен в подлинности своих раритетов, но музейным хранителям таки удалось установить истину. На это у них ушло три года: исследовав бумагу, на которой напечатаны гравюры, и обнаружив на ней водяные знаки, подтверждающие, что бумага была выпущена в Антверпене или Амстердаме в XVII веке, для верности музей обратился в Институт молекулярной и атомной физики НАН. Спектрографический анализ определил: XVII век!


После этого гравюры отправились на выставку... в Польшу, а затем и в Литву.


— Да, непатриотично, — соглашается заведующая художественным отделом гродненского музея Светлана Янчеловская. — Но мы ничего не скрывали от своих коллег, говорили, что у нас есть такие потрясающие офорты, однако никто не изъявил желания показать эту выставку у себя. И тут мы получили выгодное предложение от польского и литовского музеев, с которыми давно сотрудничаем...


Чтобы достойно показать ван Дейка в Гродно, музей специально сделал ремонт в своем дворце по улице Замковой — на днях завершились отделочные работы в его главном Овальном зале, вполне подходящем для принцев и королей, изображенных на гравюрах.


— Самое интересное, что на 20 из этих портретов ван Дейк изобразил художников, вместе с которыми работал в Антверпене, — рассказывает Светлана Михайловна. — Каждая гравюра имеет подпись — все, что мы смогли узнать о каждом из изображенных людей, посетители выставки смогут прочитать под портретами.


Одновременно — для создания соответствующей атмосферы — музей выставил здесь редкие иллюстрированные книги из своих фондов, выпущенные в XVII веке в Антверпене, Амстердаме и Гааге (в том числе уникальное издание «Декамерона» Боккаччо). А также — несколько гравюр, отпечатанных в наши дни с оригинальных медных досок, созданных ван Дейком и Рубенсом — его «отцом» в искусстве. К слову, эти гравюры были куплены на деньги, вырученные музеем за выставки ван Дейка в Польше и Литве. Столичные музеи вести переговоры с Гродно пока не спешат...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter