Памяти не место на свалке

Каждый день по Могилевскому шоссе идут в столичный микрорайон Шабаны автобусы.
Каждый день по Могилевскому шоссе идут в столичный микрорайон Шабаны автобусы. Обычные городские маршруты. Тысячи минчан возвращаются с работы домой. Шестьдесят лет назад по этой дороге людей везли на смерть. На 11 - 13-м километре Могилевского шоссе в Тростенце в годы Великой Отечественной войны находился четвертый по масштабам уничтожения людей концентрационный лагерь в Европе - после Освенцима, Майданека и Треблинки. Машины с обреченными сворачивали с шоссе налево, в урочище Благовщина. Осенью 1941 года в урочище начались массовые казни. Минская областная комиссия по расследованию преступлений фашистов обнаружила в 1944 году 34 ямы-могилы длиной до 50 и глубиной 4 - 5 метров. При их вскрытии под почти метровым слоем пепла находили кости, залитые темно-бурой жидкостью. Очертания этих громадных рвов-могил до сих пор видны по просевшей земле.

Тростенецкий лагерь был настоящим "конвейером смерти". Здесь зверски замучены Герой Советского Союза Евгений Клумов, подпольщики, десятки тысяч пленных красноармейцев, партизан, узников гетто и мирных жителей. На казнь в Тростенец фашисты везли осужденных со всей Европы. К месту, где сегодня расположена станция метро "Могилевская", даже была подведена специальная железнодорожная ветка. Там регулярно разгружались эшелоны с узниками. Только в ноябре 1941 года сюда прибыло 7 поездов со смертниками из Германии, Австрии, Чехии. График прибытия эшелонов фигурировал в уголовном деле начальника СД Минска оберштурмфюрера Г.Хойзера, осужденного уже после войны. В июле 1942 года в Тростенец прибыл эшелон из Дахау. Об этом первом немецком концентрационном лагере под Мюнхеном знает весь мир. Фашисты убили и замучили в нем почти 70 тысяч человек. В Тростенце, по официальным данным, - 206.500. Свидетельства очевидцев о зверствах фашистов в Тростенце и вещи некоторых из узников хранятся в Государственном музее истории Великой Отечественной войны.

Сегодня на территории бывшего лагеря лежат... горы мусора. Кто много лет назад додумался устроить здесь городскую свалку, мы уже, наверное, не узнаем. Да и не столь это важно сегодня - найти виновных. Виноваты мы все, что допустили такое. Что наши слова об уважении к памяти погибших, как волны о скалы, разбиваются о курган мусора высотой с 9-этажный дом, выросший на человеческих костях...

Но свалка - это еще не все. За Шабанами, в охранной зоне на бывшей территории лагеря, горожане 10 лет сажали овощи - там им были выделены участки под огороды. Говорят, картошка росла хорошая, крупная. На земле, сдобренной человеческим пеплом. В крематории, который фашисты соорудили в урочище Шашковка за Шабанами, было сожжено 50 тысяч человек. После войны возле ямы-печи нашли трамбовку для дробления костей и носилки, на которых человеческий пепел выносили на поля подсобного хозяйства СД. Слава Богу, недавно огороды в этом страшном месте ликвидировали.

Еще в январе 1950 года вышло первое постановление Совета Министров БССР об увековечении памяти жертв Тростенца. Через 6 лет появилось второе, которым было утверждено проектное задание на строительство памятников в деревнях Большой и Малый Тростенец. И только спустя почти полвека, в основном благодаря общественным организациям, дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Удалось не допустить открытия второй свалки на территории Тростенца рядом со рвами, где захоронены 150 тысяч человек. Уже есть решение столичной мэрии закрыть действующую тростенецкую свалку и перенести ее в другое место. А 4 января 2001 года Мингорисполком утвердил состав оргкомитета по созданию мемориального комплекса "Тростенец". Его возглавил заместитель председателя горисполкома Николай Ерохов. Теперь ему предстоит решить важнейший вопрос: где найти средства на мемориал?

Но прежде необходимо определиться с заказчиком строительства мемориального комплекса. Вот уже два года идет бумажная "игра в футбол" между Мингорисполкомом и Министерством культуры. Никто не хочет брать на себя этот тяжелый груз. Понятно, что в бюджетах министерства и города денег в обрез. Значит, нужно искать спонсоров, собирать пожертвования. Как показывает опыт, люди дадут деньги только конкретной организации под конкретный проект. Заказчиком готово выступить международное объединение "Мемориальный комплекс "Тростенец". Но из-за административной волокиты и этот вопрос пока не решен. К тому же до сих пор не завизирован Советом Министров проект постановления по утверждению концепции мемориала - документ готовится управлением культуры Мингорисполкома еще с весны нынешнего года. Только после этого можно будет разрабатывать генеральный план и объявлять международный конкурс на лучший проект мемориала "Тростенец".

А сегодня совместно с Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны международное объединение "Тростенец" готовит к изданию буклет о лагере смерти: тысяча экземпляров на английском языке и три тысячи - на русском. Он должен выйти уже в январе 2002 года.

- В будущем мы хотели бы открыть отделения нашего объединения в странах, откуда были родом погибшие в Тростенце, - говорит исполняющий обязанности президента объединения Михаил Дашкевич. - Мемориал должен быть действующим. Необходимо создать компьютерную базу данных по поиску и установлению личности всех, кто погиб не только в самом лагере, но и на территории Белоруссии. Тогда мы сможем выдавать их родственникам официальные свидетельства.

Это истина на все времена: чтобы жить - надо помнить!

На снимке: эскиз мемориального комплекса представляет сотрудник международного объединения "Тростенец" Юрий Руденко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter