Падение

Имя Ларисы Савицкой занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она - единственный в мире человек, оставшийся в живых после падения с 5-километровой высоты.
Имя Ларисы Савицкой занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она - единственный в мире человек, оставшийся в живых после падения с 5-километровой высоты.

По требованию КГБ она молчала и лишь по прошествии 20 лет подробно рассказала о пережитом корреспонденту.

8 минут она смотрела смерти в глаза. В 1981 году Лариса Савицкая попала в авиакатастрофу на российском Дальнем Востоке, упала на землю с высоты 5.220 метров и... осталась жива. Остальные 26 пассажиров и членов экипажа погибли. Муж Ларисы лежал бездыханный рядом с ней в самолетном кресле. "Все эти годы я жалела лишь об одном - что не умерла вместе с ним", - горестно говорит Лариса.

Советские власти пытались скрыть эту катастрофу. В результате 20-летняя студентка стала двойной жертвой. К ней пришли сотрудники КГБ и строго велели держать язык за зубами. Вместо квалифицированной медицинской помощи она получила изрядную дозу угроз. Лишь теперь эта 40-летняя, вконец обнищавшая и больная женщина, учительница по образованию, сбросила с себя вериги страха и поведала обо всем, что произошло с ней тогда.

Это случилось 21 августа 1981 года. Молодожены возвращались после медового месяца из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск, город, расположенный вблизи границы с Китаем. Вскоре после взлета небольшого турбовинтового самолета Ан-24 Лариса закрыла глаза, прильнула к своему мужу Владимиру и задремала. Больше она не видела его живым.

Чудовищный по силе удар прервал ее сон: "Я посмотрела вверх и вместо потолка кабины увидела небо. Было ужасно холодно, все закричали. Я посмотрела на Владимира: он был мертв. Какие-то металлические детали расплющили его лицо".

Виновником катастрофы был военный бомбардировщик Ту-16, врезавшийся в гражданский самолет. Он снес ему крышу и крыло. "Несчастье можно было предвидеть. В этом месте пересекались воздушные коридоры гражданской и военной авиации. Но диспетчеры аэропортов не могли предотвратить столкновение, потому что военные скрывали от них свои летные маршруты", - говорит Савицкая. По злой иронии судьбы, ее отец был авиаштурманом. И он не раз говаривал, что это до добра не доведет...

Вскоре после столкновения самолет развалился в воздухе. Лариса оказалась в большом обломке фюзеляжа с четырьмя рядами кресел: "Передняя и задняя части салона исчезли. Их как будто отрезали ножом".

Стояла мертвая звенящая тишина. Обломок, в котором сидела Лариса, был, очевидно, достаточно велик, чтобы воздушные потоки плавно опустили его на землю. "Как на парашюте, - поясняет она. - Мне потом сказали, что я летела вниз 8 минут".

Лариса вжалась всем телом в кресло. Обломок самолета рухнул в тайгу, и верхушки густо растущих берез спружинили удар, сохранив жизнь единственной уцелевшей пассажирке. Лариса потеряла сознание. Очнувшись, она увидела перед собой тело мужа, затем еще двух мертвецов. Несмотря на множество ран и ушибов, она выжила в тайге: пила воду прямо с земли, пыталась есть лесные ягоды.

Только на третий день она услышала наконец голоса людей. Ее нашла поисковая группа, состоявшая из одних солдат. С ними не было даже санитара.

"А дома мне уже вырыли могилу. Солдаты искали не людей, а элементы вооружения, упавшие с бомбардировщика".

Целый год она не могла ни сидеть, ни ходить. У нее были сломаны рука и несколько ребер; она получила тяжелые повреждения позвоночника и головы. Когда она впервые пришла в себя, мать ей сказала: "Ты должна молчать о несчастье. Ко мне приходили эти". Лариса сразу поняла, кого имела в виду мать: сотрудники КГБ.

"Я знала, что они не церемонятся с людьми. Ведь официально в Советском Союзе не было, не могло быть воздушных аварий, тем более в военной авиации. Я очень боялась".

Вскоре явились родители ее погибшего мужа и забрали свадебные подарки. Лариса впала в глубокую депрессию. Лишь в 1985 году, когда у нее родился сын Георгий, несчастная женщина вновь обрела смысл жизни. Она - мать-одиночка, одна растит ребенка.

Лет 15 назад один из солдат, нашедших ее в лесу, поведал российскому журналисту эту трагическую историю. Всю правду нельзя было писать, поэтому придумали другую версию случившегося. Газета "Советский спорт" рассказала читателям об отважной летчице Савицкой, которая упала с высоты пять с лишним тысяч метров на воздушном аппарате собственной конструкции и осталась жива. Эта сомнительная реклама вконец испортила жизнь Ларисе: "Все думали, что я сумасшедшая".

В 1990 году боли вернулись, и Савицкая обратилась за помощью в больницу. "Если я нажму на эту кнопку, - пригрозил главврач, - сюда придут санитары и отправят вас в психиатрическое отделение. Подумайте хорошенько: вам действительно так уж плохо?"

Насмерть перепуганная женщина уехала в Москву. Там она нашла работу в одном из учреждений. Но мучительные боли не давали ей покоя. Ее уволили, и даже на болеутоляющие лекарства у нее не было денег: "Мне не дали инвалидную пенсию. В виде компенсации я получила тогда всего 375 рублей: 300 - за мужа и 75 - за себя". По официальному курсу это соответствовало тогда 500 долларам, но на "черном" рынке за них давали только 100 долларов.

До сих пор никто не взял на себя ответственность за трагедию Ларисы. Чиновники "Аэрофлота" и слушать ее не хотели. Военные тем более. И без того скудные сбережения Ларисы истощаются. Приходится пользоваться деньгами, которые когда-то она откладывала для операции на черепе. Из-за своего тяжелого заболевания она не может устроиться на работу. Лариса хочет написать книгу о пережитом, надеясь, что полученного гонорара хватит для покупки лекарств в течение хотя бы двух месяцев.

Других надежд у нее нет. "Все, что осталось у меня от мужа после катастрофы, - это обручальные кольца. Но даже их мне пришлось продать..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter