Календарь и традиции

Ой, сад-виноград

6 апреля — у православных начало Страстной седмицы. Великий понедельник.

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

12 апреля — Светлое Христово Воскресение. Пасха.



Даже те, кто не придерживается правил, связанных с постом, в Страстную седмицу настраиваются на волну особого понимания значимости для многих других людей этого важного и особого периода. Традиционно неделя накануне Пасхи включала в себя огромную подготовку к празднику: тщательную уборку практически всего — нужно, чтобы даже воздух в доме стал чистым и в целом эмоционально–психологическая атмосфера благоприятной. На кухнях все жарилось, парилось и пеклось. Запахи стояли такие! Своего часа дожидались душистые колбасы, ветчина и пироги, в корзинках «горели» яркие пасхальные яйца (как правило, их подготавливали не менее «копы» — то есть 60 штук). И, конечно же, ко всему этому великолепию полагалось к столу спиртное. Однако пьянство в нашем народе всегда осуждалось и считалось грехом. «Шануй сябе» — вот главный принцип поведения за праздничным столом, а значит, соблюдай во всем меру. В белорусских «валачобных» песнях (среди восточных славян они существовали только на белорусских территориях) описывается «чудо на крестьянском подворье», где за праздничным столом «сам Бог сядзiць, а з iм усе празднiчкi i ўсе святачкi». А на столе — «кубкi пазлачоныя з зеляным вiном». Вообще, слова «вiно маё, вiно зеляно» — весьма распространенный припев в «валачобных» песнях.

В мировой мифологии вино — один из символов плодородия, образный элемент, отождествляемый с кровью человека. Ритуально–культовая роль вина в индоевропейской традиции идет со времен глубокой древности, что подтверждается структурой обрядовых формул, вроде «вино возливаю», «вином окропляю». Вино выступает знаком торжества при рождении человека и оно же присутствует при его уходе. В дохристианский период в наиболее важные календарные праздники жертвенные животные окроплялись неразбавленным вином, в то время как сами люди пили вино, разбавленное водой. Во всех восточнославянских сказках мы встречаем фразу: «Я там был, мед–вино пил...», в наших песнях: «Несла мёд–вино ў туравым розе». В «валачобных» песнях, которые поются на «Вялiкдзень» и которыми приветствуют и величают хозяина дома («слаўнага пана, пана Iвана»), также упоминаются «кубкi» с «зеляным вiном» — для самого «гаспадара», с «чорным пiвам» — для «гаспадынечкi–журавiначкi» и с «салодкiм мядком» — для их деток. Нужно отметить, что в белорусском фольклоре существовало четкое разграничение между «зеляным вiном» и «горкай гарэлкай», в то время как в русском они часто выступали синонимами.

В белорусской народной традиции «вином» называется еще и необыкновенное растение, символический образ которого так часто присутствует в литературе и изобразительном искусстве. Причем словом «вино» обозначалась именно сама виноградная лоза, а словом «виноград» — место, где она растет, то есть «град» этого самого «вина» (мог еще быть «сад–виноград»). Такой подход встречается во многих произведениях, как народных, так и авторских, например: «Ой, сад–вiнаград, зялёная вiшня». «Виноградная» символика широко использовалась в обрядовой поэзии, особенно — свадебной, определяя самые необыкновенные, оптимистические, самые чудесные и счастливые черты и моменты и этого важнейшего, переломного момента в жизни человека, и всего его будущего: здоровье, богатство, красоту, плодородие и удачу во всем.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.

Советская Белоруссия № 63 (24693). Пятница, 3 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter