Календарь и традиции

Ой, кумушки, кумитеся

Окончание мая — необычайно красивое время, когда расцветает даже самая крохотная травинка. Нынче прекрасный праздник святой Троицы у православных выпадает именно на 31 мая.



А 25 мая верующие в храмах вспоминают святителей Епифания (Епифана) и Германа. Раньше в этот день люди просыпались очень рано, чтобы наблюдать восход солнца и таким образом узнать погоду на будущее. Хороший знак — чуть розоватый цвет неба: тогда лето выдастся теплым, но без изнуряющей жары, с достаточным количеством дождей, когда все в меру. А вот ярко–красный восход предвещал настоящую засуху и соответственно лесные пожары. Поэтому говорили: «Калi на Пiфана сонца мае чырвона жупана, то добрага лета не жджы». И даже само лето в таких случаях называли «пажарным».

26 мая — вспоминают святую мученицу Гликерию. Зеленые травы в самой красе, и некоторые лекарственные растения уже можно заготавливать: собирать и подвешивать в пучках где–нибудь в тени на просушку.

27 мая желательно, чтобы стояла теплая погода: если повеет холодом, принесутся холодные ветра (сiверы) не меньше чем на месяц, а то, гляди, и до конца лета.

28 мая в церкви вспоминают преподобного Пахомия Великого. А в народном календаре это «Пахом». «Пахом павее цяплом». Практически у всех восточнославянских народов этот день считался главным «огородным праздником» — сеют огурцы. Все знали: «Пасееш агуркi, калi Пахом, то будзеш збiраць iх з мяхом». Если стоит теплая погода, она «застанецца на доўгi час».

31 мая — большой праздник: Троица. Его еще называют: Пятидесятница, Семуха, Семик, Седмуха, Семка, «Зелянец», «Зялёныя святкi». А еще на территории Беларуси это время очень верно называли «пралецце», добавляя: «Зелянец — вясне канец». А про июнь в свою очередь: «Чэрвень — пралецця скон, а лета — у гон».

Троица у нас неразрывно связана с красивой и образной обрядностью, когда дом украшали кудрявыми кленовыми и березовыми ветками, плели венки из цветов и трав, а разбросанный по чисто вымытому деревянному полу аир наполнял все вокруг особым троицким духом. Песни троицкого цикла не поются, как говорили, «на голый лес». К этому времени все деревья уже стоят в пышных зеленых уборах. Троица совпадает по времени с периодом «красавання жыта».

С дохристианских времен, в зависимости от природных условий и местных традиций, каждое дерево воспринималось носителем мужского и женского начала. Например, дуб, клен, ясень — в мужском ряду, береза, липа, рябина — в женском. Считалось, что «троицкий цикл» — исключительно «женский», когда главные действующие лица праздника — женщины и девушки. Так в некоторых регионах женщины, прихватив с собой разную снедь: сыр, колбасы, ветчину и обязательно яйца для «яешнi», уходили куда–нибудь в лес, на поляну, где раскладывали костры. Если появлялись мужчины, их могли не только не пустить «к столу», но даже сорвать шапки и бросить в огонь — нечего мешать «девичнику». На празднике девушки и девочки–подростки («што пад дзеўку бяруцца») кумились между собой: в знак дружбы обменивались лентами, заколками, бусиками, перстеньками... Такое кумление помогало сохранять дружелюбные отношения среди девушек в их достаточно трудном возрастном периоде, устанавливался своего рода союз, который на протяжении года обязательно поддерживался, исключая всякие ссоры и раздоры.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.

Советская Белоруссия № 95 (24725). Пятница, 22 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter