Отягчающие обстоятельства

Ни вид типового серого здания в четыре этажа, ни приземистый КПП с плотно прикрытой входной дверью, ни даже высокий бетонный забор с колючей проволокой не производят особого впечатления на человека неосведомленного.
Ни вид типового серого здания в четыре этажа, ни приземистый КПП с плотно прикрытой входной дверью, ни даже высокий бетонный забор с колючей проволокой не производят особого впечатления на человека неосведомленного. Мало ли предприятий, вход на территорию которых разрешен далеко не всем. Но то, что это вовсе не предприятие, а единственное в Беларуси учебное заведение особого рода, охотно, однако без гордости пояснит любой житель Петрикова. Да и чем гордиться? В специальное профессионально-техническое училище N 1 попадают девочки-подростки, преступившие черту закона.

...Около четырех часов дня. В здании - ни звука. А минуту спустя тишину разрывает пронзительный, легко узнаваемый школьный звонок. Коридоры наполняются голосами, шумом шагов. Кто-то громко засмеялся. Кто-то заметил, что и без математики жить можно. Несколько девочек столпились вокруг преподавателя, наперебой задавая вопросы...

- Почти как в школе, - предугадала мою реплику Екатерина Федоровна Рабушок, заместитель директора СПТУ-1 по учебно-воспитательной работе. - Только для наших воспитанниц и школа, и училище, и работа, и дом на несколько лет - неразделимы.

140 девочек от 11 до 18 лет, 140 разных судеб. Многие из попавших в спецПТУ с детства лишены родительской ласки. Одни были брошены беспутными мамашами в домах малютки. Другие воспитывались на казенных харчах в детских домах и интернатах, когда их вечно пьяных и безразличных ко всему пап и мам лишили родительских прав. И взрослому-то человеку трудно "без разрывов" распутать клубок жизненных коллизий. Еще сложнее сделать это ребенку, который уже на старте понял, что, кроме как на себя, ему рассчитывать в жизни не на кого. Справиться с навалившейся свободой и ответственностью, не наделав при этом ошибок, получается далеко не у каждого. Многие из таких детей, увы, начинают с фальстарта.

Хулиганство, разбои, воровство, проституция и даже убийства - преступления, за которые обездоленные девочки попали в спецПТУ.

Здесь не стараются нотациями, наставлениями и тем более принуждением направить их на путь истинный.

- В тюрьме должно быть меньше тюрьмы. А наше СПТУ-1 тоже как-никак режимное учреждение, - рассказывает Екатерина Рабушок. - Но мы стремимся создать девочкам такие условия, которых они были лишены там, на воле, приучить их к аккуратности, привить любовь к красоте. Это тем более важно, что среди новеньких нередко попадаются такие, которые подолгу не могут привыкнуть к чистому постельному белью...

Жизнь в спецПТУ строго расписана по часам. В будние дни до обеда - практические занятия, на которых девочки приобретают специальность швей-мотористок. После - уроки согласно курсу общеобразовательной базовой школы. Для воспитанниц организованы кружки художественной самодеятельности, вышивания, плетения из соломки, рисования. Есть в училище свои клуб, спортзал, библиотека, компьютерный класс, телевизионная комната, медпункт. По воскресеньям для учащихся устраивается двухчасовая дискотека, на которую иногда приглашаются мальчишки из городских школ. Как и в обычной школе, в спецПТУ есть каникулы. Причем на это время родители могут забрать девочек домой, правда, под расписку. Но и в течение учебного года для родственников нет никаких ограничений для посещения своих детей. К сожалению, родители здесь - нечастые гости...

Не все девочки одинаково реагируют на жизнь взаперти. Одни легко переносят режим, он им даже нравится. Другие его нарушают. Иногда им и вовсе продлевается срок содержания в спецПТУ. Но в любом случае за провинность одного человека страдает целая группа (8 - 12 девочек), реже - все учащиеся. Тогда передвижение по территории - только строем. Но, по словам Евы Петровны Жуховец, мастера производственного обучения с 32-летним стажем работы в училище, в последнее время девочки нарушают режим все реже. Лет 10 назад, рассказывала Ева Петровна, обычным явлением среди воспитанниц была "дедовщина", нередко случались побеги. А изъясняться, казалось, девочки могли только при помощи ругательств. Сейчас такого нет. Попадая сюда, многие из них даже бросают курить, хотя у некоторых эта привычка с 6 - 9-летнего возраста. О переменах к лучшему говорит и тот факт, что за последние 5 лет зарегистрировано только 4 случая, когда воспитанница училища, выйдя на свободу, вновь совершала преступление и возвращалась обратно.

Я не хочу идеализировать это место. Режимное учреждение так и останется режимным, какие бы благоприятные условия не были созданы и какие бы прекрасные люди в нем не работали. Но для некоторых воспитанниц училище - единственное место, где они могут чувствовать себя спокойно и уверенно.

...Алину готовили к выпуску несколько раз. И несколько раз девочка сознательно нарушала режим, за что ей продлевали "срок". Только когда Алине исполнилось 18 и ей следовало покинуть СПТУ, она призналась

: - Я не хочу уходить. Там я никому не нужна...

Увы, подобные слова звучат в училище нередко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter