«Отвертки» ждут инвестора

В поисках инвестора для производства легковых авто к концу года возможны подвижки

Наладить в стране производство легковых автомобилей — идея не новая. К сожалению, пока ее можно назвать несостоявшейся — страна, производящая с советских времен грузовики МАЗ, карьерные самосвалы и тракторы, дважды пыталась организовать «отверточное» производство легковушек, но оба раза не совсем удачно.

В середине 1990-х в стране собирали автомобили Ford, но по ряду причин, в том числе и экономических, проект был свернут, а конвейер «переехал» в Россию под Санкт-Петербург. Сейчас в поселке Обчак под Минском собирает легковушки под маркой Samand белорусско-иранское СП. Впрочем, говорить об успешности и этого проекта пока не приходится    в прошлом году компании удалось продать всего 300 машин, что составило около 0,1 % рынка. Между тем по мировым меркам окупаемости автомобильного производства можно достичь только при ежегодном выпуске не менее 10 тыс. единиц техники.

Однако, как отмечают в Минэкономики, теперь у белорусско-иранского предприятия дело должно пойти на поправку — подписанный на днях Указ Президента  № 175 предоставил иностранным компаниям целый комплекс  серьезных налоговых льгот и послаблений для организации автосборочных производств. Как рассказывает замначальника главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Игорь Рогозин, документ напрямую затронет не только Samand. «К концу года возможен прогресс в привлечении инвестиций для создания производства легковых автомобилей в Беларуси. Этот вопрос находится в стадии проработки. Принятый указ позволит создавать производства не только в СЭЗ, но и в любом регионе страны», — отметил чиновник.

В ведомстве подчеркивают: разработка указа началась около 2 лет назад, но его конечная редакция мало отличается от первоначальных предложений Мин-экономики. Вместе с тем все утверждения, что он вышел несколько несвоевременно, вряд ли можно назвать состоятельными. Белорусские автодилеры уже поспешили выступить с комментариями, что в условиях мирового кризиса, когда крупнейшие автоконцерны сворачивают производства и не помышляют об инвестициях и организации новых конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт, даже серьезные льготы и преференции вряд ли смогут оказаться слишком заманчивыми. Во всех странах производства недозагружены на 50—80 %, в такой ситуации сложно рассчитывать на успешность белорусских проектов. Однако Игорь Рогозин отметил, что даже для восстановления автомобильного рынка понадобится не один год, кризис вряд ли будет длиться вечно. Спустя время, когда его последствия полностью будут устранены, проекты по сборке легковых автомобилей могут оказаться очень даже прибыльными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter