Отцы неученые

Гостил у земляка Виктора, который живет в небольшом райцентре...

Гостил у земляка Виктора, который живет в небольшом райцентре. Сидим в квартире, беседуем. Звонок в дверь. На пороге — 19-летний детина под метр девяносто. Виктор, рост которого намного ниже, смотрел на гостя снизу вверх.

— Можно мы с вашей Аленой погуляем? – спросил тот. — Не бойтесь, с ней ничего не случится.

— Конечно, рядом с таким, как ты, с ней точно ничего не случится, — злорадно рассмеялся Виктор и… захлопнул перед носом детины дверь.

В прихожую с криком «Я не крепостная!» выскочила его 16-летняя дочь и закатила истерику. Между ней и отцом завязалась перепалка. «Иди отсюда, — заревел папаша. — Но чтобы через час была дома. Иначе посмотришь, какой я изверг!»

Назавтра шли с Виктором по улице. Навстречу двигался вчерашний гость, не заметить которого было нельзя. «Здравствуйте!» — поприветствовал он. Земляк упорно молчал. Решив, что тот не слышит, Андрей закричал: «Дядя Витя! Здравствуйте!» — «Чтоб ты сдох!» — также громко ответил тот. «Зачем ты его так?» — недоумевал я. «Прилип как банный лист!» — отмахнулся земляк. Но чувствовалось: что-то волнует его.

— Это ты примерным был, — закипел друг, когда вернулись домой. — А я ни одной юбки в классе не пропустил. И обнимался не с одной…

Если б только обнимался. Честно говоря, плакала в те годы по Виктору тюрьма. Не исправила его и армия. А потом поступил в институт, быстро женился и… стал тише воды, ниже травы. Уехал с женой и дочерью в незнакомый город, устроился на заводе обычным рабочим. Вырос до начальника цеха. Слывет примерным мужем и отцом. Построил квартиру, дачу, купил машину… Крутился как мог: и таксовал, и товары перепродавал, и грузчиком работал… Дочка Алена хорошо учится, ходит в музыкальную студию, дополнительно изучает английский язык, посещает бассейн и еще какие-то курсы…

— Ты думаешь, я заставлял девчат тискаться со мной? – продолжал Виктор. — Сами лезли… А теперь моя заявляет: неправильно я ее воспитывал, несовременно, мало внимания уделял, не то покупал! Вот и думаю: что же неправильно делал? Ты же знаешь, каким я был. Не только в тюрьму мог попасть, но и убить могли бы. И не хочу, чтобы такая бурная жизнь была у моей Алены. Чувствую, что-то не то происходит с ней. Что?

Земляк хоть и младше меня, но семейного опыта у него побольше: раньше женился… Однако мне пришлось как-то пожить в женском общежитии. И там твердо уяснил: если девушка сидит и ждет принца – останется старой девой. Сколько отличных девчат, умниц, которые прекрасно готовили, шили, так и жили одиноко в общежитских комнатах. Об этом и сказал другу. Но тот нашел контраргумент: будет бегать — попадется какой-нибудь негодяй!

— Ну, мама, наверное, дочь хорошему научила! – заметил я.

— Ага, – язвительно улыбнулся Виктор, – все они учат своих дочерей, как будущих мужей дурить…

А как правильно воспитывать детей? Кто нас, мужчин, этому учит? Ладно, если б были сыновья, вспомнили б тогда, как с нами обращались. А с дочерьми?

Об этом задумался зимой на конференции отцов в одной столичной школе. Мы, мужчины, в воспитании отходим на второй план. Конечно, сами виноваты. Но если такая проблема существует, то почему ее не решать совместно? Можно активнее привлекать пап, скажем, к внешкольной работе. В тех же детских садах, школах организовывать родительские собрания специально для пап, где не только рассказывать о поведении их чад, но и отвечать на волнующие вопросы. Ведь работают там детские психологи, педиатры. Конечно, к ним можно и так прийти, проконсультироваться, однако нам всегда некогда, а то и лень… Один раз побудешь на подобном собрании, второй – что-то в голове отложится, больше внимания начнешь уделять своему чаду. А так наше участие в воспитании часто заключается в том, чтобы… отдать дома зарплату.

В стране действуют общественные организации отцов. Но они, как правило, защищают наши интересы после развода. Это тоже важно. Перед глазами мой коллега. В 90-х годах его супруга годами училась за границей, а он один воспитывал маленького сынишку. Вернувшись, ученая жена сразу подала на развод. Суд отдал ей мальчика. Хотя тот плакал, просился к папе… В обществе смирились, мол, воспитание – не отцовское дело. И мы, сильный пол, тоже не желаем ломать этот стереотип. Так удобнее. А в школах по-прежнему работает мало мужчин…

Когда писал материал, услышал новость, что создана еще одна организация – «Любящие отцы». Она собирается проводить практические семинары, на которых поделятся опытом папы, выступят детские специалисты. Хорошо бы…

Позвонил Виктору, спросил об Алене. Тот, вздохнув, заметил, что дочь уже с папой не считается. Кивает на своих подруг, что те живут лучше, и он, мол, испортил ей детство. «Так и сказала, что мы — отцы неученые…»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter