Откуда у совсем разных по характеру службы и социальному положению людей стремление поучать других?

Откуда берутся наставники?

У каждого из нас много разных привычек и склонностей. Но вот как-то задумался: откуда у совсем разных по характеру службы и социальному положению людей стремление поучать других, «настоятельно советовать» и навязывать только свою точку зрения? К однозначному ответу так и не пришел, но одну версию выскажу. А может, это идет с нашей школьной поры, когда мы (были времена!) боготворили своих наставников и хотели быть во всем похожими на них?

Но ведь давно уже выросли! Да и времена поменялись… А нам все хочется кого-то поучать.

Вот встретил недавно в магазине посла России в Беларуси Александра Сурикова. Хотелось, конечно, поговорить с человеком, которого знаю уже многие годы. Лет пять назад брал у него большое интервью. Помню, даже спросил, не смог бы он с Алтая, где был губернатором, привезти и мне целебных снадобий, чтобы так же замечательно выглядеть в свои зрелые годы. Он, конечно, отшутился. Сказал, что ничего особого, кроме утренней зарядки, для этого не делает. Вообще человек он интересный и уважаемый. Именно потому, что и я так отношусь к нему, а еще, может быть, и в меру своего воспитания не стал при той встрече приставать к послу. Хотя вопросов, честно говоря, накопилось немало. Ну, скажем, мне непонятно, почему в стране, где по сути объявили своей идеологией патриотизм, на телевидении демонстрируют бандитизм и насилие, а также всякого рода сомнительные по качеству шоу. Догадываюсь, что Александр Александрович ответил бы мне дипломатично… Если бы вдруг возник некий диспут по этому вопросу, то я привел бы еще и слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: он недавно призвал российских деятелей культуры, особенно работников кино и телевидения, обратиться к теме нравственности и морали. По его мнению, «выпускаемые сейчас в стране телешоу и кинофильмы являются тошниловкой» (РИА «Новости»).

Глава РПЦ призвал больше думать о нравственном воспитании молодежи, а также защищать всеми силами брак и семью. Он считает, что в рамках государственной политики можно сделать многое для того, чтобы кинематограф и телевидение вновь начали работать на правильные ценности. К слову, почти об этом же говорил в одной из своих последних проповедей и Папа Римский.

Так вот, именно о том же мне и хотелось бы поговорить с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Беларуси. И отнюдь не потому, что хотелось бы поучать кого-то. Дело в другом. Меня лично действительно волнуют эти вопросы. Во-вторых, российское телевидение и кинофильмы насквозь пронизывают и наше медиапространство. Так что тема есть. И вовсе не для некоего менторства с нашей стороны в «огород» соседа.

Но ведь в интернете полно других наставников, которые в чужой монастырь буквально ломятся со своими тезисами! Ну вот, например, историк, профессор университета в Белостоке Олег Латышонок безапелляционно утверждает: «Думаю, что враги белорусского народа не могут быть увековеченными в названиях улиц. Думаю, что в Беларуси Ленину тоже не место. И все должно начаться с демонтажа памятников ему. С такими названиями улиц Беларусь никуда не зайдет».

Профессор явно плывет на волне устремлений нового польского правительства по декоммунизации советского наследия. Там это сейчас широко практикуется. Но вот вопрос из зала: «Уважаемый профессор! А может быть, белорусы сами разберутся, что делать с памятниками вождю мирового пролетариата?»

И в самом деле… Но, честно говоря, можно было бы и вовсе не говорить сейчас о преподавателе из Белостока, так как подобных мелкотравчатых высказываний хватает и без него. Но есть два обстоятельства, которые вынуждают это сделать. Далее в своем интервью профессор утверждает, что последние двадцать лет привели Беларусь в тупик и она осталась сталинским заповедником. Это первое. И второе: он ведь эту свою позицию не просто излагает, а навязывает своим студентам. А это уже, как говорят игроки в карты, перебор. Двадцать два. Но разве профессора смутишь цифрами! Потому и неприемлемо, когда шулера выдают себя за озабоченных наставников.

Директор нашей школы, фронтовик, ходил на скрипучем протезе. От него далеко пахло табаком, но мы все очень любили этого строгого человека. К слову, преподававшего нам историю. Любили, может быть, в первую очередь потому, что, будучи даже директором, он обходился без наставлений о том, как жить. Он просто рассказывал о жизни… И вот подумалось: какая же великая разница между тем директором на протезе и этим бесшабашным профессором из университета…

Все это было так давно, а ведь вспомнилось. Потому что, выходит, взял это с собой. Не сужу строго других и не учу всех подряд уму-разуму. Оппоненты скажут: но ведь свою позицию надо иметь. Безусловно! Но надо ли безапелляционно считать ее единственно правильной?

Так откуда все же берутся «наставники»? Из нас. Тогда, когда не можем пересилить соблазн постричь всех под одну гребенку. Свою.

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК

Иллюстрация с сайта constructorus.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter