Отколол номер

Его по–прежнему называют «Митьком», хотя лихих усов и тельняшек Корзун больше не носит...

— Что, честно никакого фотошопа? — еще раз переспрашиваю Игоря Корзуна, украсившего галерею «Ў» фотографиями неправдоподобно живописных гаражных дверей (в натуральную величину!) и других, не менее красочных (и таких же будничных) поверхностей со следами хаотичной жизни, которую безрезультатно пытались упорядочить нанесением на эти поверхности разномастных цифр.


— А вы погуляйте где–нибудь в районе гаражей, присмотритесь, какие восхитительные трещины подарило им время, оцените, как изящно открывается второй, третий слой их биографии... Мир гораздо привлекательнее, чем мы себе представляем, — резюмирует Игорь, перехватив мой взгляд, мимоходом брошенный в сторону окна. За окном — ничего вдохновляющего, сплошная стена мокрого февральского снега. Зато мой визави выглядит так, будто в его окна солнце светит круглосуточно. Жизнерадостная желтая кофта, черная рубашка в безумный горох... Его по–прежнему называют «Митьком», хотя лихих усов и тельняшек Корзун больше не носит. А когда–то сам Дмитрий Шагин, главный идеолог митьковского движения, ставил Игоря в пример своим соратникам — мол, вот так и должен выглядеть ортодоксальный митек... Времени с тех пор прошло, конечно, немало. И арт–группа экстравагантных художников, поэтов и музыкантов, назвавшихся «Белорусским климатом» и придумавших жанр «геометрического» балета и изустного кино, теперь все чаще вспоминается в контексте минских мифов. Даже DRUM ECSTASY, музыкальный коллектив, выпестованный «Белорусским климатом», больше не андерграунд, а вполне себе коммерческая группа, их саундтрек к «Дозорам» («Ночному» и «Дневному») знаком всем и каждому... Но проекты Игоря Корзуна хоть больше и не приправлены «Белорусским климатом», все так же непредсказуемы. Кто бы мог подумать, что новый опыт о жизни можно получить всего лишь от разглядывания дверей и номеров, начертанных на них? Несмотря на свое непритязательное название — Numbers&Doors, — эта выставка ведь не просто цифры и двери...


— И все–таки, по–моему, странное это занятие — коллекционировать цифры...


— Вообще–то я коллекционирую не цифры, а следы, — уточняет художник. — В этом городе я — своего рода следопыт. Много лет изучаю его геометрию, наблюдаю за перемещениями людей, фиксирую те или иные отпечатки пальцев... Фотографирую много чего, не только цифры и двери. Но однажды заметил, что из огромного количества фотографий, которые у меня накопились, сами собой стали складываться коллекции. Цифр, гаражных ворот, дверей... И теперь, путешествуя по городу, я уже целенаправленно высматриваю какие–то объекты и если оказываюсь без фотоаппарата, иногда даже записываю адрес, чтобы вернуться за еще одним любопытным экспонатом... Кстати, могу похвастаться: у меня самая большая коллекция цифр в мире.


— А какая вашей душе коллекционера дороже всего?


— Первая, конечно. Это была пятерка, которую я увидел на стене Купаловского театра. Всего лишь скромная дата спектакля на афише, которую многократно смывали и перекрашивали. Но со временем фактура этой афиши стала похожей на левкас...


— Иконописный грунт? Сравнение уместное, если театр — храм... Насколько много у вас экспонатов?


— Работ, готовых к экспозиции, думаю, около тысячи. В целом, наверное, тысяч восемь.


— Если я правильно поняла, готовые — это фотографии дверей в натуральный размер?


— Впервые в таком формате я напечатал их для выставки в Голландии. А когда показал это друзьям, обнаружил, что такие работы намного эмоциональнее действуют на людей, нежели стандартные фотографии небольшого размера... Естественно, все работы существуют в ограниченном количестве. Скажем, для того чтобы использовать их в своих бизнес–целях, мне достаточно три копии.


— Неужели находятся оригиналы, которые мечтают украсить жилище фотографиями пронумерованных дверей?


— Я даже не ожидал, что их окажется так много!..


— Позвольте еще несколько вопросов по поводу цифр... На сегодняшний день вы провели уже 4 фестиваля изустного кино, причем один из них — в Швеции. Шведская пресса не поскупилась на восторженные репортажи, даже Ларс фон Триер, говорят, прислал приветствие по случаю начала фестиваля...


— Действительно, он написал, что все это ему очень интересно, и извинился, что пока не сможет поддержать нас в качестве участника.


— Значит, идея перспективная? Пожалуй, пересказывать фильмы, созданные не на съемочной площадке, а в воображении автора, в кризис даже актуально. И публики, как я могу судить хотя бы по минским «сеансам», креативный рассказчик собирает не меньше, чем успешная театральная труппа. Но со времени последнего «изустного» фестиваля прошло уже почти два года. Будет ли следующий?


— Думаю, будет. А насчет дат лучше обратиться к нашему поэту Диме Строцеву — именно он держит руку на пульсе и лучше всех чувствует, когда это уместно провести.


— Еще меня беспокоит, что ваш «Белорусский климат» ярко не заявлял о себе уже 10 с лишним лет...


— Но мы–то живы! И никаких деклараций по поводу прекращения существования «Белорусского климата» не делалось, хотя о той активности, которая была 20 лет назад, говорить, конечно, уже не приходится. Просто жизненные приоритеты изменились, у всех теперь — работа, обязательства перед семьями... Но и сейчас общаемся и спорим мы совсем как раньше.


— Помнится, в прошлом году вы занялись созданием квартирных галерей, даже собирались создавать сайт с расписанием квартирных выставок...


— Каюсь, пока все это так и осталось в разряде полуфабриката. Не хватило сил... Знаете ли, мне сложно выполнять больше трех дел одновременно, совершенно не выношу суеты, но сосредоточиться на этом проекте так, как хотелось, все спокойно обдумать пока не получилось. Однако идея не умерла. Если за полгода удастся провести 10 — 15 квартирных выставок, этот проект вполне сможет жить собственной жизнью... В принципе, я никогда и не представлял его своим личным делом, планировал только создать тренд MOVEBLEART, передвижное, мобильное искусство, которое может возникнуть в пространстве в любой момент времени. Хотел разбудить инициативу, привлечь к делу молодежь: ребята, подключайтесь, рекламируйте свои идеи...


— Но если сайт заработает, как положено, такой проект вполне может стать прибыльным. И вы готовы так запросто его подарить?


— А я и не задавался целью создать бизнес. Это социальный проект. Хотелось как–то оживить арт–процесс...


— В лучшие годы «Белорусского климата» художники разрисовывали цветами минские тротуары и развешивали свое альтернативное искусство вдоль главного проспекта. Но таких красивых и заметных акций давно не было: время стало рациональнее?


— Никогда не пытался анализировать время... И, к слову, не все наши акции тогда встречали с восторгом.


— Как–то раз вы обмолвились, что мечтаете о выставке в бане...


— И сейчас мечтаю! Ну где еще можно так осязаемо ощутить дух античности? Тепло, светло, люди в тогах... Кстати, тоги, то бишь простыни, можно выдавать гостям прямо у входа... Но этот проект требует определенной подготовки публики.


— И решения вопроса, где найти настолько творческого директора бани...


— Думаю, тут договориться можно без большого труда, если объяснить ему, в чем смысл, разумеется. Но баня должна быть достаточно просторной... Идея таких масштабных акций для позитивных людей — она, впрочем, не нова. Очень удачно, на мой взгляд, пытается развивать ее и Володя Шаблинский со своим хеппенингом «Вольнае паветра». Причем не только в изначально задуманном формате фольк–фестиваля. Предыдущим летом, например, «Вольнае паветра» максимально приблизилось к идее фестиваля открытого искусства. Были выставка картин, скульптуры... Словом, все еще будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter