Отказать не вправе

Возраст и место жительства не могут более помешать...

Возраст и место жительства не могут более помешать вам при приеме на работу.

Конституционный Суд считает необходимым дополнить перечень дискриминационных обстоятельств в действующем законодательстве о труде. Поскольку практикуемые сегодня требования при приеме на работу по возрасту и месту жительства порою ограничивают гарантии реализации конституционного права гражданина на труд.

Более подробно разъяснить позицию высшего судебного органа по контролю за конституционностью нормативных правовых актов мы попросили судью Конституционного Суда Беларуси Анатолия Тиковенко.

— Анатолий Герасимович, все мы знаем, что право на труд гражданам Беларуси гарантировано Конституцией. А вот как подкреплены эти гарантии и есть ли все же какие-то законодательные ограничения при реализации гражданином своего права на труд?

— Государство, руководствуясь положениями Конституции, гарантирует всем гражданам, независимо от социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других различий одинаковые возможности.

Гарантии обеспечения конституционного права граждан на труд, на свободный выбор профессии, род занятий и работы, а также принцип равенства при реализации этих прав закреплены в законодательстве о труде. Так, например, согласно части первой статьи 14 ТК дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.

Аналогичные требования относительно дискриминационных обстоятельств предусмотрены в абзаце втором части второй статьи 10 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», которая определяет государственную политику и гарантии государства в области содействия занятости населения.

Законодательное запрещение дискриминации в сфере труда уравнивает возможности людей в условиях конкуренции на рынке труда.

— О конкуренции. Сегодня модным стало требовать от кандидатов на ту или иную должность резюме, в котором соискателю предлагают выложить всю свою подноготную. Насколько это уместно и законно?

— Предложение рабочей силы на рынке труда в отдельных его сегментах сталкивается с жесткой конкуренцией. Заинтересованные в поиске работы граждане рекламируют себя, размещают мини-резюме в газетах, на досках объявлений, в которых действительно указывают практически все: пол, возраст, массу других сведений о себе, способных по мнению соискателя должности привлечь внимание нанимателя. Это вполне оправданно.

Наниматели в свою очередь заинтересованы в опытных квалифицированных работниках, обладающих профессиональными знаниями и практическими навыками, способных квалифицированно, грамотно наладить работу. Нередко в объявлениях нанимателей содержатся требования, касающиеся возраста, пола, семейного положения, места жительства, что вызывает недовольство и обращения отдельных граждан в Конституционный Суд. Указанные требования, по их мнению, в ряде случаев исключают возможность заключения трудового договора.

Конституционный Суд в решении по данному вопросу «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» отметил следующее: согласно части третьей статьи 14 ТК не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, основанные на свойственных данной работе, должности требованиях, а также обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. ).

По мнению Конституционного Суда, все иные обстоятельства, приводящие к различиям, исключениям, предпочтениям и ограничениям, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой труда либо статусом работника, могут рассматриваться как дискриминационные.

— Но ведь в трудовом законодательстве заложены определенные требования к работнику по возрасту. Регламентирован и максимально возможный вес для переноса мужчиной и женщиной… Различия существуют?

— Требования к возрасту, по достижении которого допускаются вступление в трудовые правоотношения и их прекращение, установлены Конституцией, ТК и другими законами. В соответствии с законодательством заключение трудового договора допускается, как правило, с 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет (статья 21, части первая и вторая статьи 272 ТК). Право на поступление на государственную службу имеют граждане Беларуси, достигшие 18-летнего возраста.

В законодательстве не содержится общего требования о необходимости обязательного прекращения трудовых правоотношений в связи с достижением работником определенного возраста. Отдельные исключения касаются, например, государственных служащих, для которых предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 65 лет, для судей КС — 70 лет. Ограничения, связанные с возрастом, могут быть установлены законодательством также в силу специфики трудовой функции.

В статье 30 Конституции закреплено право граждан Беларуси на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах республики. Эта норма предоставляет дополнительную возможность для реализации гражданами права на свободный выбор работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Следовательно, такое обстоятельство, как место жительства, устанавливаемое порою нанимателем в качестве обязательного требования при приеме на работу, также не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора, поскольку ограничивает возможности реализации конституционного права гражданина на труд.

…Конституционный Суд признал необходимым в целях обеспечения гарантий права граждан на труд, полноты правового регулирования в сфере трудовых отношений внести дополнения в статью 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств, установив также их открытый перечень. А равно в статьи 10 и 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь», уточнив содержащийся в статье 10 перечень дискриминационных обстоятельств и предусмотрев в статье 21 положения о недопущении установления нанимателем дискриминационных условий в предложениях о трудоустройстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter