В Минске подходит к концу эксперимент по внедрению новой формы соцобслуживания

Отдам квартиру в хорошие руки

Как вы думаете, могут ли люди расстаться с собственной квартирой в обмен на заботу? Оказывается, могут. В Минске подходит к концу эксперимент по внедрению новой формы соцобслуживания. Его суть: пожилой одинокий человек может передать свое жилье в собственность города. Уход, питание, медобслуживание – это лишь часть услуг, которые он в итоге получит взамен. Выясним, насколько удался эксперимент и довольны ли те, кто в нем участвует.


Мария Белякова бережно берет лист бумаги с полки. На белом фоне – голубь, взлетающий ввысь. Бабушка осторожно проводит по рисунку ладонью: «Детишки у нас на концерте выступали. Один подбежал и этого голубка подарил. Храню его. Детей очень люблю. Включу телевизор и, если там девчушки с мальчишками танцуют, сразу в слезы». У Марии Ивановны своих детей нет. Та, которая всегда мечтала баюкать малышей и рассказывать им сказки, так никогда и не испытала счастье материнства.

— Мне было жалко уйти из квартиры, где проходила моя жизнь. Там столько воспоминаний – муж, работа. Но супруг ушел из жизни. Здоровье подводило. Кто бы за мной ухаживал? А здесь мне хорошо. Как дома.

Мария Белякова сейчас живет в городском доме-интернате для ветеранов войны и труда «Світанак». Здесь ей предоставляют социальные услуги на основании договора ренты.


Обстановка в комнате каждого рентника совсем домашняя

Кстати, впору вспомнить, что несколько лет назад подвигло к появлению этой новой формы соцобслуживания. В комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома стали обращаться пожилые одинокие люди после негативного опыта заключения договоров ренты с людьми, как говорят, с улицы. Дельцы обещали старикам в обмен на квартиру каждодневную любовь, ласку и борщ с котлетами. Но как только заветные метры оказывались у них в кармане, о своих обещаниях они тотчас забывали.

Стали изучать этот вопрос, и выяснилось: количество расторгнутых договоров исчислялось сотнями, люди не выдерживали такой наглости.

— Каждому человеку, который заключил договор ренты, предоставляем отдельную комнату, а если это семья – целый блок, — директор дома-интерната Елена Варивончик перечисляет, на что может рассчитывать рентник, пока мы направляемся к одному из них.  — Организуем рациональное и диетическое питание с учетом состояния здоровья подопечного. У нас работает круглосуточный медицинский пост. Если человеку нужна помощь узкого специалиста, отвозим его в больницу. Обеспечиваем всеми необходимыми средствами реабилитации – костылями, ходунками, инвалидными колясками… Также заботимся о досуге проживающих. Организуем выезды в театры, на концерты и праздники. Согласитесь, разве одинокий человек может рассчитывать на такое в обычной жизни?


Викентий СТРАХА каждый день обязательно выходит на пешие прогулки

Мы уже на месте. «Заходите в мои хоромы», — 86-летний Викентий Страха стоит на пороге, улыбается. В распоряжении Викентия Артемовича — целый блок. Две комнаты, две ванные, просторный коридор. Больше года назад он приехал сюда с женой. Детей своих нет, близких родственников тоже. Отдавать свою квартиру непонятно кому не хотел. Так появилась мысль заключить договор ренты. Теперь Викентий Страха живет в «Світанку» один. Жена умерла.

«За 61 год совместной жизни ни разу ее не обидел», — у крепкого и закаленного жизнью мужчины в уголках глаз появляются слезы. Викентий Страха признается: здесь он не чувствует себя одиноким. Вокруг люди. О стирке-уборке голова не болит. В столовой кормят пять раз в день, одежду и предметы гигиены покупают. Развлечения предлагают. Живи, как говорят, в свое удовольствие. Но Викентий Артемович жалуется, что уже здоровье подводит. Хотя, несмотря на свой преклонный возраст, он неизменно выбирается на пешие прогулки. Вот и сейчас мужчина надевает шапку с козырьком, совсем как у Никулина, чтобы выйти на улицу: «Обязательно прохожу два круга. Шучу: один за съеденный суп, второй — за пюре с котлетой». Викентий Артемович по натуре юморист. Шутки и прибаутки сыплются как из рога изобилия. По дороге он устраивает импровизированную экскурсию: «У нас есть тренажерный зал, бильярдный стол, комнаты для трудотерапии. А вот за этой дверью – библиотека». Здесь не только берут книги, проживающие могут посидеть в интернете, пообщаться с родственниками по скайпу, также в этом помещении проходят творческие вечера и выставки. Некоторые заглядывают сюда обсудить последние новости, устроить состязания по разгадыванию кроссвордов или просто вспомнить прошлое.


В библиотеку приходят не только взять книгу и почитать свежую прессу, но и посидеть в интернете, обсудить новости

Понятное дело, переехать на новое место всегда сложно. Особенно пожилому человеку. Но, пообщавшись с проживающими, сделала вывод: они довольны, что отважились на этот шаг. Никакие стены не заменят возможности общаться с людьми и ощущения безопасности.

— Я знаю, что, если мне станет плохо, прибегут врачи. А что было бы со мной, если бы осталась в своей квартире? Одна. Ни друзей, ни детей. Ни-ко-го, — тихо, на ухо шепнула одна бабушка.

Вот-вот заинтересованные подведут итоги эксперимента. Если опыт решат продолжить, то в новой редакции могут появиться новшества. Ведь случается и такое, что у дедушки или бабушки несколько детей, а смотреть некому. Возможно, они тоже смогут оформить такой договор. Как знать, может, это подстегнет нерадивых детей вновь вспомнить о своих родителях?

Прямая речь

Ирина ДУДКА, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:

— Договор пожизненного содержания с иждивением — это действительно шанс для одиноких пожилых минчан обеспечить себе достойную старость. Есть два варианта его оформления. В одном случае пожилой человек может и дальше жить в собственной квартире, причем при этом ему не нужно вносить коммунальные платежи. Тем временем ему будут оказывать социально-бытовые услуги 5 раз в неделю бесплатно. А также каждый месяц он будет получать рентную выплату в размере от 1 до 3 базовых величин (сейчас это 180—540 тыс. рублей) в зависимости от условий договора, стоимости передаваемого жилья. Плюс городские службы бесплатно отремонтируют жилье, заменят старую сантехнику, газовую либо электрическую плиту, обеспечат безопасность проживания и патронат.

Другой вариант — переехать в дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак», который находится в живописном загородном месте. Замечу, что у новоиспеченного жителя дома-интерната полностью сохранится пенсия, к которой ежемесячно будет выплачиваться денежная прибавка, питание по отдельному меню и другие приятные бонусы.

Перечислю пару важных нюансов. Получателем ренты может быть минчанин, гражданин Беларуси, которому исполнилось 70 лет и у которого нет родственников, обязанных по закону его содержать. На момент заключения договора ренты жилое помещение должно принадлежать человеку, с которым заключается договор. На него не должны иметь никаких прав другие лица, а также в нем никто не может быть зарегистрирован.

Сейчас в Минске в рамках эксперимента заключено 16 договоров ренты. Всего — 19 человек. Объясню, почему такая разбежка. Договор могут оформлять и одинокие семейные пары.

Кстати, широкое информирование пожилых граждан города о рентных отношениях с государством принесло положительный эффект. Многих одиноких пенсионеров удалось вернуть в семью, обеспечить им необходимый уход благодаря родственникам, в том числе и дальним, которые стали проявлять интерес и заботу о пожилых людях.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter