Улица Аушрос Варту ведет из Минска в центр Вильнюса

От ворот — поворот

Прямая дорога из Минска в исторический центр Вильнюса ведет через Острую браму — ворота в оборонительной стене, окружавшей когда–то старый город. Поэтому и улица, пролегающая здесь, так и называется — Остробрамская, а по–литовски Аушрос Варту. По ней мы совершим прогулку вслед за знаменитостями, ступавшими по этой мостовой.

 Ул. Аушрос Варту. Слева направо: костел Св. Терезы, дом,
где жила А.Соколова-Лекант, брама в базилианский монастырь, филармония

Начинается наш путь от самой Острой брамы, сооруженной в XVI веке и известной тогда также под названием Немецких и Медницких ворот (смотрящих на Мядининкай, ныне пограничную с Беларусью деревню).

В XVII веке к воротам была пристроена деревянная, а в следующем столетии каменная часовня с известной иконой Матери Божьей, прозванной Остробрамской.

Прогуливаясь по этой улице летом 1885 года, наш поэт, житель Вильны Франтишек Богушевич не мог похвастаться, в отличие от современных туристов, созерцанием чистой мостовой, ярких витрин сувенирных магазинов: «Безнадзейнае санiтарнае становiшча ў Вiльнi. Калi з чыгуначнага вакзала iсцi найлепшымi вулiцамi — Вастрабрамскай, Вялiкай i Замкавай, станеш сведкам абуральнага вiдовiшча: уздоўж тых вулiц рышткi заплываюць нечым такiм, што ўжо не мае назвы, ствараючы невыносна цяжкую, атрутную атмасферу». («Рышток» — водоотвод, уличный сток. Улицы Большая и Замковая — теперешние Диджёйи и Пилес.)

№ 14


Костел Святой Терезы и монастырь кармелиток были построены в середине XVII века магнатами Пацами, не случайно к зданию пристроена часовня–мавзолей их знатного рода. Сам костел, по мнению искусствоведов, напоминает римскую архитектуру в стиле раннего барокко.

№ 10


Огромный комплекс построек православного монастыря, в центре которого возвышается церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Ее сооружение связано с драматическими событиями. C XIV века в Вильне возводили много православных храмов — их было поначалу даже больше, чем костелов. В 1596 году православные в Великом княжестве Литовском перешли в подчинение римскому Папе — их прозвали «униатами», от слова «уния», то есть союз двух церквей. Несогласные с унией остались верны прежним обычаям. Но по всему государству их притесняли. Члены виленского братства Святой Троицы не перешли в униатство. Они были вынуждены покинуть свой монастырь, в который мы еще заглянем (это здания № 7, 7a). Приют нашли на другой стороне улицы, где по привилею (пожалованию) короля Речи Посполитой Зыгмунта Вазы построили в 1609 году деревянную церковь — единственную православную в городе, в 1638–м воздвигли каменный собор. После пожара здание в 1753 году было реконструировано по проекту известного виленского архитектора Яна Кшиштофа Гляубица: с тех пор сохранились богато украшенный в стиле барокко иконостас, фрагменты декоративного убранства в интерьере.

А.Соколова-
Лекант

Л.Мурашко

В 1826 году в подвале обнаружили останки трех виленских мучеников, которые здесь были схоронены в 1661 году. Мощи в 1915–м — в Первую мировую войну — эвакуировали в Москву и вернули в 1945–м. Сейчас останки находятся в специальной раке перед алтарем.

В храме похоронен Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский, в 1839 году руководивший присоединением униатов к российскому православию.

Но еще раз вернемся в глубокую старину. На рубеже XVI — XVII веков в Виленской академии (ныне университете) учился выдающийся церковный деятель Мелетий Смотрицкий. В 1608 году он включился в деятельность братства Святой Троицы, дискутировал с католиками и униатами. В 1618 — 1619 годах в Вевисе под Вильнюсом увидела свет грамматика церковнославянского языка — труд Смотрицкого, повлиявший на становление восточнославянского языкознания.

На здании у колокольни собора в октябре 2014 года была установлена памятная доска с надписью: «У гэтым доме ў 1938 — 1968 гадах жыў заслужаны артыст i дзеяч мастацтваў Лiтоўскай Рэспублiкi дырыжор хора вiленскага Свята–Духава манастыра, першы кiраўнiк Аб’яднання беларускiх грамадскiх арганiзацый Лiтвы Леанiд Мурашка». Уроженец Беларуси жил и работал в Вильно с 1937 года. Но в этом доме он с отцом Адамом, руководившим хором собора, поселился лишь после войны, не позже 1953 года. Как вспоминала вдова певца Виктория Серапинайте–Мурашкене, «квартира состояла из одной комнаты и маленькой кухни с печным отоплением». Уже тогда Леонид пел в хоре церкви. А в 1987 — 2007–м возглавил группу певчих, продолжив дело своего отца. За это в феврале 1997–го, во время визита в Вильнюс, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Мурашко орден Святого благоверного князя Даниила Московского. Здесь же 10 марта 2009 года, на следующий день после кончины Леонида Адамовича, его отпевали.

№ 7, 7а


Монастырь базилиан и базилианок, первоначально — православный Святой Троицы, затем — униатский, настоятелем которого в XVII веке был известный борец за унию Иоасафат Кунцевич. Перестройку старых и сооружение новых корпусов финансировали Сапеги. На этом месте в XIV веке казнили трех виленских мучеников

Храм в честь Святой Троицы был сооружен в стиле готики в начале XVI столетия. Об этом говорится в грамоте 1517 года польского короля и великого князя литовского Жигимонта: «Паколькi мы навучаныя Святым Законам i Евангеллем даваць абяцаннi Богу i выконваць ix, то ласкава дазволiлi пабудаваць царкву Святой Тройцы на ўзгорку, праз якi iдуць да брамы, што па дарозе ў Меднiкi, дзе была старая царква з кляштарам пад гэткай самай назвай Святой Тройцы, пабудаваная з дрэва». Строительству покровительствовал гетман Константин Острожский.

В соборе сохранилось надгробие XVI века с надписью на старобелорусском языке кириллицей о том, что здесь покоится «Брага, бурмистр места виленского». Это, пожалуй, старейший из известных памятников нашей культуры подобного рода.
А.Мицкевич
И.Домейко

Яркой изюминкой к суровым стенам обители является брама, выстроенная в 1761 году по проекту Гляубица. Ее изящный фронтон венчает композиция с изображением Святой Троицы.

В 1823 — 1824 годах в кельях томились в заточении Адам Мицкевич и Игнацы Домейко, участники просветительского общества филоматов, действовавшего при Виленском университете, которое было разгромлено властями. Мицкевич прославился как великий польский поэт, а Домейко стал геологом и национальным героем Чили.

В середине XIX — начале ХХ века здесь располагалась Виленская духовная семинария, в 1919 — 1932 годах — белорусская гимназия, а до 1937–го — белорусский филиал польской гимназии имени Юлиуша Словацкого, в 1921 — 1944–м — белорусский музей. В другой части монастыря до войны помещения занимало виленское отделение Союза польских писателей — не случайно, а в связи с тем, что эти стены помнят Мицкевича и увековечены в его поэме «Дзяды», где упоминается «келья Конрада» — главного героя, прототипом которого был сам поэт.

№ 9


В начале 1920–х годов здесь жила преподавательница белорусского языка Виленской белорусской гимназии Алена Соколова–Лекант.

№ 8




Дом № 8. После реставрации и до

Фасад в стиле готики впечатляет. Но приобрел такой вид лишь после реставрации в 1970–е годы. Несколько веков дом перестраивался, пока не стал «рядовым». А когда начали снимать штукатурку, открылось, что это строение XV — XVI веков.

№ 6


В ноябре 1927 — сентябре 1929 года в этом нарядном доме, ныне занятом отелем, одно из помещений снимал «Беларускi iнстытут гаспадаркi i культуры», работал его председателем ксендз Адам Станкевич. Здесь проводили тогда свои собрания Белорусский национальный комитет в Вильно, Белорусский студенческий союз Университета Стефана Батория.

№ 5


Нынешняя Национальная филармония Литвы была построена в начале ХХ века как Городской зал — для концертов, торжественных собраний. А еще в XVI веке тут находился Московский двор — для купцов из соседнего государства. Остатки готических построек той давней поры существовали чуть более ста лет назад.

1 сентября 1913 года, как сообщала виленская белорусская газета «Наша нiва», в «гарадзкой залi, каля Вострай Брамы», открылась «Першая краевая выстаўка Дробнаго промыслу i народнаго штукарства ў Вiльнi». В экспозиции были представлены изделия из ткани, глины, дерева ремесленников Минской, Виленской, Витебской, Могилевской, Гродненской и Ковенской губерний, рушники с Могилевщины, женские шапочки («каптуры») из Вилейского и Ошмянского уездов. Любопытная подробность: «Наша Нiва» зрабiла такжэ свой атдзел на выстаўцы, разам з Пецярбурскай выдавецкай суполкай «Загляне сонцэ i ў нашэ ваконцэ». У атдзелi «Н. Н.» павешэна колькi старасьвецкiх шырокiх слуцкiх паясоў».

13 ноября 1920 года «у Мястовой Зале адбылася беларуская вечарынка, арганiзованая вучнямi Беларускай Гiмназii на карысьць бяднейшых таварышаў». Во время вечера исполнялись западноевропейские театральные и музыкальные произведения на белорусском языке.

В 1946 — 1955, 1963 — 1976 годах Леонид Мурашко выступал на этой сцене солистом–вокалистом Госфилармонии Литовской ССР.

№ 1

 Дом № 1


 Газета «Беларуская ніва» за  3 марта 1926 г. с объявлением
о переносе книжного магазина с Завальной, 7 на Остробрамскую, 1

В 1926 году сюда с улицы Завальной, 7 (ныне Пилимо, 5) переехал книжный магазин «Беларускага выдавецкага таварыства ў Вiльнi».

СПРАВКА «СБ»

Прежние названия улицы: Ostra, Ostrobramska, Островоротная, Остробрамская, Вострабрамская, Большая, Максима Горького (1951 — 1987), Диджёйи (декабрь 1987 — октябрь 1988), Аушрос Варту (октябрь 1939 — 1951, с октября 1988-го).

1970-е годы. Слева дома № 6, 8, справа костел Св. Терезы



vk@sb.by

Советская Белоруссия № 201 (24831). Суббота, 17 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter