Палата представителей приняла новый законопроект о борьбе с коррупцией

От суммы до тюрьмы

Во многих странах коррупционные преступления относятся к разряду самых тяжких. Например, в Арабских Эмиратах мздоимцу без разговоров отрубают руку, а в Китае дело зачастую доходит до расстрела. У нас за взятки и хищения наказывают не столь строго, но на государственном уровне ведется очень жесткая и бескомпромиссная война с коррупцией. Приемы противодействия этому злу постоянно совершенствуются. А вчера депутаты Палаты представителей Национального собрания приняли в первом чтении новый законопроект о борьбе с коррупцией, который еще больше осложнит жизнь нечистым на руку чиновникам и любителям поживиться за счет других.

Фото  БелТА.
Фото  БелТА.

Этот правовой акт внесен в Парламент Президентом. Но перед этим проект закона почти полгода проходил общественное обсуждение, в результате было представлено почти 300 замечаний и предложений. Многие из них учтены разработчиками и включены в авторскую редакцию документа. В чем же его суть?

Законопроект, в частности, запрещает повторно принимать на госслужбу тех, кто ранее был уволен по дискредитирующим обстоятельствам или совершил преступление, сопряженное с использованием своих служебных полномочий. Взяточники и казнокрады из числа госслужащих будут лишены права на соответствующее пенсионное обеспечение и смогут рассчитывать лишь на пенсию по возрасту. Кроме того, как рассказал Генеральный прокурор Александр Конюк, для чиновников, занимающих ответственное положение, совершенствуется порядок декларирования доходов и имущества:

— Эти лица и их близкие родственники, помимо декларирования имущества, являющегося их собственностью, обязаны будут декларировать объекты недвижимости, произведения искусства, драгоценные металлы и изделия из них, транспортные средства, если они находились в их фактическом владении 183 дня и более в течение декларируемого периода.

По мнению Генпрокурора, это должно способствовать предотвращению завуалированных фактов подкупа должностных лиц путем предоставления им материальных ценностей якобы в пользование.

Заглядывать каждому в карман, конечно, никто не будет. Более того, в Генпрокуратуре не поддерживают идею публикации деклараций о доходах и имуществе чиновников в СМИ. Во–первых, это не совсем корректно и этично. Во–вторых, есть определенная доля риска, что эта информация может стать наводкой для криминала. Но если налоговики выявят явное расхождение стоимости задекларированного чиновником имущества с уровнем его легальных доходов, то ему придется объяснить, откуда «дровишки». Не получится доказать, что построил дом или, например, купил авто премиум–класса за свои кровные, тогда придется передать это имущество в доход государства.

Законопроект вызвал жаркую дискуссию в Овальном зале. Если, например, со взяточниками все ясно, то как быть со взяткодателями? Ведь нередко они откровенно провоцируют на совершение преступления, обострил тему депутат Александр Ярошевич. Его коллеги Людмила Михалькова и Валентин Милошевский предложили доработать вопрос, связанный с запретом близким родственникам работать в непосредственной подчиненности друг другу. Нередко должностные инструкции здесь противоречат законодательству.

В целом на сегодняшний день в обществе сложился довольно высокий уровень неприятия коррупционных преступлений. Чего не скажешь о налоговых правонарушениях. Возможно, причина в недостаточной жесткости законодательства, считает Александр Конюк.

— Штраф за налоговые нарушения у нас минимальный. Недоплатил сто долларов, оштрафовали на 20. А в некоторых странах размеры штрафных санкций доходят до 800 процентов.

Подумать над решением этого и других вопросов должна специальная рабочая группа, которая готовит изменения налогового законодательства.

Депутаты подняли вопрос и о задолженности российских организаций перед белорусскими поставщиками. Она составляет уже триллионы рублей. Недавно Генеральный прокурор ездил в Россию обсуждать этот вопрос со своими коллегами. Вывод ясен: проблема дебиторской задолженности криминализирована. Есть сведения, что каждая пятая сделка заключается с мошеннической структурой. В итоге продукция уходит в Россию, а деньги за нее не приходят. Стороны наметили ряд согласованных мер, которые позволят решить проблему.

konon@sb.by

Советская Белоруссия № 68 (24698). Пятница, 10 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter