От Солт-Лейк-Сити до Пекина

Девятовский и Тихон вдохновили на апелляцию Юлию Чепалову

В Солт-Лейк-Сити нашу спортсменку прятали. После Пекина сами пошли в наступление

Когда пришло сообщение о том, что белорусские метатели молота Вадим Девятовский и Иван Тихон выиграли иск в Спортивном арбитражном суде в Лозанне, я находился в командировке в Новополоцке. Тут же позвонил домой Девятовскому и поздравил его. Вадим был на седьмом небе от радости.

Еще бы! Столько времени, сил, нервов, да и денег было потрачено! Напомним, что в позапрошлом году на Олимпиаде в Пекине Девятовский занял второе место, а Тихон – третье. Однако вскоре атлетов лишили наград и дисквалифицировали якобы за положительные допинг-пробы.

Честно признаюсь, сначала особо не верил, что они выиграют это дело. Слишком грозные соперники у них были: Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), Международная федерация легкой атлетики (ИИАФ) и Международный олимпийский комитет (МОК). Учитывая, как эти организации жестко относятся к борьбе с допингом, шансов практически не было. Так сначала и выходило. Все вынесли вердикт: виновны! Оставался суд. Однако подобных дел там никто еще не выигрывал. Но белорусы выиграли чисто юридически, доказав, что истины можно добиться, уповая на законодательные и нормативные документы.

Сразу после Олимпиады разговаривал о случившемся с главным врачом Республиканского центра спортивной медицины Евгением Лосицким. Этот авторитетный специалист, посвященный во многие тонкости, заметил, что дело темное и не скоро узнаем, что произошло на самом деле. Ведь до сих пор никто не знает, что случилось с Вадимом в 2000 году на Играх в Сиднее. Тогда допинг-проба перед началом турнира метателей всех шокировала: превышение запрещенного препарата было во много раз больше, и любой здравомыслящий человек на такое не пошел бы.

Теперь также возник ряд вопросов. Прежде всего, как у обоих спортсменов могли быть почти идентичные анализы? Девятовский и Тихон специально тренировались в разных местах, их не допускали вместе выступать на соревнованиях, и в Олимпийской деревне между собой мало общались. На это обратил внимание и тренер Вадима — его брат Олег, неоднократный чемпион мира и Европы по водным лыжам. Исследовав заключения пекинской антидопинговой лаборатории, он пришел к выводу, что пробы фактически идентичные, а еще, скорее всего, принадлежат женщинам. И второе: зачем было применять такой легко выявляемый препарат, как тестотарон?

— Мы подвергли сомнению анализы лаборатории, — заметил корреспонденту «ЮГ» Вадим Девятовский. – Указали в суде на множество нестыковок, которые были допущены во время допинг-проб. В Пекине не смогли объяснить, почему такое произошло. В Лозанну мы привезли 13 ящиков документов – по четыре увесистых тома в каждом. Были сделаны замечания по всем процедурам, которые вызвали у нас сомнения.

Белорусов в Спортивном арбитражном суде защищал адвокат британской конторы «Хамонд» Майк Морган. По его словам, а Морган провел немало допинговых дел, он впервые столкнулся с такой небрежной работой.

— Все лаборатории обычно проводят тесты и ведут документацию очень аккуратно, — заметил англичанин на пресс-конференции в Минске. — Если какие отклонения и бывают, то незначительные. Здесь же все было выполнено очень грязно. Некоторые нарушения были вопиющими.

— Результаты анализов были получены за 7 часов до того, как процедура началась, что вызвало недоумение, — заметил Вадим Девятовский. — А концентрация запрещенного вещества в пробах А и В отличалась в семь раз. Некоторые аргументы, приведенные представителями лаборатории, были непонятными. Мол, я и Тихон из одной команды и у нас один и тот же доктор. Хотя до Олимпиады готовились отдельно, прошли немало допинг-тестов, которые оказались чистыми. Разницу же во времени результатов анализов и началом процедуры объясняли тем, что в компьютерах лаборатории сбились часы. Арбитры их объяснения не приняли.

Анализ проб А и В проводили одни и те же люди, что запрещено существующими правилами. Более того, эти же специалисты работали одновременно и с пробами, по крайней мере, еще одного спортсмена. Из Пекина не были предоставлены оригиналы документов, что также вызывало удивление не только белорусской стороны, но и судей. Как отметил Майк Морган, почему не предоставили, осталось загадкой.

Вадим Девятовский в беседе с корреспондентом «ЮГ» сказал, что все решили юристы. Без помощи такого опытного спортивного адвоката, как Майк Морган, они бы не выиграли дело. Сначала наняли юриста из Швейцарии. Однако стало видно, что вряд ли с его помощью можно добиться успеха. Обратились к британцу. Хотя знали, что в этой стране юридические услуги дороже. Но дело не в деньгах, когда поставлена на кон честь атлетов и страны. Средства нашлись. Часть выделили Минспорта и НОК, часть – спонсоры. Пришлось потратиться и самим спортсменам.

— Мы едва ли не каждый день связывались с Майком Морганом, — говорит Девятовский. – Нам предоставили мало времени для подачи апелляции. А потом, когда привезли все документы, почему-то стали тянуть время. Могу точно сказать, что таких дел в Спортивном арбитражном суде еще не было. Был проделан колоссальный труд. Причем упор делался не только на юридическую строну. Основное внимание адвокат обратил на научную. Были проведены консультации со специалистами. Морган смог юридическим языком довести их выводы до судей. Это было неимоверно сложно, ведь арбитры не являются учеными, не могут понять все тонкости.

Почему так поступили с нашими спортсменами? Этот вопрос корреспондент «ЮГ» задал атлету.

— Сложно сказать, — ответил он. – У нас есть свои догадки. Мы изучили множество документов и можем сделать определенные выводы. Однако зачем кого-то обвинять? Сами побывали обвиняемыми и знаем, что это такое. Вдруг лаборант ошибся. Работы много, подустал, расслабился и перепутал. Главное — дело выиграли. Думаю, преподали другим урок, как бороться с несправедливостью: через суд, законно. И не надо бояться!

Вынесение оправдательного вердикта по делу Девятовского и Тихона вдохновило известную российскую лыжницу, олимпийскую чемпионку Юлию Чепалову, и она подала апелляцию в Спортивный арбитражный суд. Причина, по которой ее дисквалифицировали, — допинг.

Нынче в спорте крутятся огромные деньги. Не только слава движет атлетами. Поэтому нередки и провокации. По сей день, как говорилось выше, неизвестно, что случилось в Вадимом Девятовским на Олимпиаде в Сиднее.

Покрыта тайной допинговая история с белорусской пловчихой Александрой Герасименей. Молодая спортсменка удачно начала выступать во взрослых турнирах. И вдруг дисквалификация. Откуда допинг? Тогдашний главный тренер сборной страны Наталья Шоломицкая заметила, что у нее есть серьезные подозрения: запрещенный препарат могли подсыпать. 

В июле чемпионкой мира среди юниорок в барьерном стала спортсменка из Барановичей Екатерина Артюх. А недавно пришло сообщение, что ее проба А дала положительный результат! «Почему? – недоумевает легкоатлетка. – Ведь за несколько дней до чемпионата пробы были чистые. На соревнованиях никаких препаратов не принимала!»

На два года дисквалифицировали конькобежку Анжелику Катюгу. Тогда была подана апелляция в Спортивный арбитражный суд. Однако хорошего юриста не нашли и дело проиграли.

Как-то на пресс-конференции директор НИИ спорта Николай Кручинский, который был первым руководителем Национального антидопингового агентства, заметил, что борьба с допингом будет продолжаться всю жизнь. Корреспонденту «ЮГ» пришлось беседовать с двумя известными в Беларуси спортивными врачами, имеющими непосредственное отношение к борьбе с этим негативным явлением. Разговор был доверительным, как говорится, без права на печать. Поэтому их фамилии и фамилии тех, кого они называли, указывать не буду. Уважаемые специалисты посмеялись, когда я им сказал, что белорусских атлетов проверяют на допинг чаще, чем из других стран. Оказалось, что больше всего дисквалификаций происходит в США. Американцы сами жестко контролируют и выносят суровые наказания, не дожидаясь, пока этим займутся международные структуры.

Нашей бедой специалисты назвали профонацию тренеров и врачей. Скажем, в легкой атлетике попались спортсмены, которые даже в стране побед не одерживали. Зачем же было их колоть? Ради какого-то «надцатого» места на непрестижном международном турнире? Были названы фамилии и представителей других видов спорта, карьеру которых загубили применением допинговых препаратов, талантливые атлеты вынуждены были раньше времени уйти из спорта.

Всемирный антидопинговый кодекс предусматривает наказание для спортсменов, тренеров и врачей. Однако, как правило, наказание несет только спортсмен. У него ответственность за применение запрещенных препаратов записана в контракте. А тренер? Кодекс требует пожизненной дисквалификации наставников, работающих с несовершеннолетними спортсменами. Но ученики обычно всю вину берут на себя. Хотя все прекрасно понимают: тренер в курсе дел. Без его ведома, а также врача атлет не уколется и таблетки не будет глотать.

Не несут в должной мере ответственности, по крайней мере публичной, и врачи. На памяти только один случай, когда на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в 2002 году была уличена в применении допинга белорусская спортсменка в шорт-треке. Тогда суровое наказание понес руководитель нашей медицинской службы Евгений Лосицкий, которому запретили работать на пяти следующих Играх. Хотя тот не имел никакого отношения к этому случаю. Да еще шефа белорусской миссии Ярослава Баричко лишили аккредитации. А он в основном занимался хозяйственными вопросами.

Но после Солт-Лейк-Сити много воды утекло. И видны определенные результаты. Тогда нашу спортсменку спрятали, думая, что чиновники МОКа и других структур ничего не поймут. Возник большой скандал. Теперь же белорусские представители действуют напористо, применяя юридические нормы. По крайней мере, они всегда настаивают на вскрытии пробы В, показывая, что будут бороться до конца.

Радует и то, что к этой проблеме подключился Белорусский союз юристов. Председатель союза Виктор Каменков выступил с инициативой создать в стране Спортивный арбитражный суд.

На прошедшем недавно форуме, организованном Союзом юристом, речь шла о борьбе с допингом. Председатель Национального антидопингового агентства Александр Ванхадло справедливо заметил, что одним из условий успешного разрешения проблем является наличие у всех спортсменов, тренеров, врачей, руководителей достаточных правовых знаний, а также умения их квалифицированно использовать. Раньше эта тема обсуждалась внутри спортивной отрасли. Однако дело с Девятовским и Тихоном вывело ее на более широкий уровень.

На снимке: наша слава и гордость Иван ТИХОН (слева) и Вадим ДЕВЯТОВСКИЙ (справа).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter