От Шагала до Коласа. Этюды памяти как мозаика бытия

Спектакль "Шагал.
Спектакль "Шагал... Шагал" Виталия Барковского (по пьесе В.Дроздова "Прямой вагон до Парижа со всеми пересадками") сейчас не часто можно увидеть на родной сцене, в Коласовском театре. У него большая и интенсивная международная жизнь: Англия, Шотландия, Молдова, Польша, Италия, Франция, недавно Литва и снова Польша. Но на родной сцене он проходит особенно: в актерских душах от соприкосновения с Витебском открываются новые токи, появляются новые интонации и неожиданные чувства.

На последнем спектакле в финальной сцене, когда медленно-медленно вся картина погружалась в темноту, вдруг все увидели, что в маленьком домике Города забыли погасить лампочку. Эта деталь оказалась такой трогательной и нежной, что стала символом спектакля: огонек надежды - это то, что остается, когда исчезает все.

Неугасимый огонь - принципиальный знак для Виталия Барковского. Если этот луч вспыхивает, он словно очерчивает круг, в котором осуществляется человек со всей своей душой и надеждой.

...Осенью 1918 года Марк Шагал вернулся в свой родной город из Москвы и создал здесь Народную художественную школу, чтобы его любимый Витебск вошел в историю мирового искусства. Ему дали этот дом на тогдашней улице Бухарина N 10, бывший дом банкира Вишняка, с полуколоннами при входе, в три этажа, вместительный и удобный внутри - большая удача, учитывая, что Витебск в то время - город прифронтовой. Школа начала работать в январе 1919 года. Над крышей развевался зеленый флаг с всадником и надписью: "Шагал - Витебску". И это войдет в историю. Культурная жизнь била ключом: это время назовут "Витебским ренессансом".

Режиссер Виталий Барковский воспринимает время циклично, когда все повторяется и возвращается. Поэтому этюды памяти становятся на нынешнем этапе его творчества основным жанром спектаклей. Так выстроена "Мадам Боншанс" об Амедео Модильяни и Хаиме Сутине (по пьесе В.Дроздова) и так выстроен "Дакрануцца вуснамi да няб„са›" (по мотивам пьесы Т.Уильямса "Старый квартал").

В "Зямлi" по мотивам творчества Якуба Коласа тот же образ цикла. Но если "Шагал..." пронзительно интимен, то "Зямля" - глубинна, панорамна. Если "Шагал..." - высота птичьего полета, то "Зямля" - укорененность, рождение, обряд, существование крестьянского рода. Если "Шагал..." - мозаика фрагментов памяти, то "Зямля" - поток сознания, широкий, как крестьянский род. Если в "Шагале..." - художник и город, то в "Зямлi" - художник и род, художник и народ. В "Шагале..." все прозрачно, легко и изящно, все светится призрачным светом юношества и прелестной чувственности. В "Зямлi" - все фресково, упруго, насыщенно и напористо. Память в "Шагале..." гармонична. Память в "Зямлi" мятежна.

В московской газете "Коммерсантъ" писали: "Сценическая поэма по мотивам творчества белорусского классика Якуба Коласа "Зямля" - визитная карточка театра. Но даже этот самый национальный из всех его спектаклей нельзя назвать этнографическим. При том, что в постановке много фольклорных элементов, она не выглядит арбатской расписной матрешкой. Разговор о жизни и судьбе витебский театр ведет в духе другого своего классика, Марка Шагала. Абстрактные декорации Владимира Матросова, изломанная, неправильная пластика Владимира Колесова и вневременная музыка Александра Криштафовича и Дмитрия Лукьянчика создают на сцене космический мир, не привязанный к месту и сюжету... так что стоит отбросить скепсис и убедиться, что настоящий театр бывает и за пределами Садового кольца". А "Известия" подчеркивали: "Спектакли называли стильными, овеянными поэзией и мистикой, наполненными болью за свой народ. На московскую публику повеяло спокойствием и сосредоточенностью".

В сгущающейся тьме сцены навстречу залу движется едва заметный, маленький огонек... Человек в цивильном костюме идет к зрителям с зажженным фонарем. Григорий Шатько - Песняр начинает спектакль. Его герой идет навстречу себе самому. В поисках смысла себя самого. В поисках смысла прожитого. Человек идет на исповедь. Он несет свою душу. Несет огонь в поднятой руке.

Люди из его рода, люди в серых свитках противостоят ударам судьбы, исчезновению в небытии. Энергия массы, единой, мощной, земной, поднимается и двигается на зал, как девятый вал. В этом проявилась главная идея спектакля - именно в массе, которая есть сама земля, поле, стена жита, шум ветра, гул истории, дыхание грозы. Все тут слилось и все потеряло цвет, оттенки, детали - осталась только дышащая, напрягающаяся, мятущаяся масса...

Спектакль создан в новом для драматического театра жанре - это хореодрама: в "Зямлi" пластика становится ведущим структурным ходом спектакля. Сценография В.Матросова отличается минимализмом и стремлением к обобщению: планшет сцены обозначен как пустое поле, которое "прорастает" людьми, становится пространством смысла бытия нации и ее Песняра. Визуальность, смысл и ритмика постановок Барковского базируются на музыкальных законах - его сценические произведения существуют в музыкальном пространстве, которое предстает и рамой, и структурой спектакля. Композитор А.Криштафович создает космическое звучание "Зямлi". Вся партитура основана на законах белорусского лада.

В Литературном музее Витебского государственного университета в окружении фотографий знаменитых людей Витебщины, документов, старых газет и журналов, уникальных монтажей я разговариваю с поэтом Анатолием Конопелько после его лекции для студентов о Якубе Коласе, о творчестве Песняра, разговариваю о его впечатлениях от "Зямлi": "Творчество Коласа сложное. Его путь - множество путей. Мне импонирует, что в спектакле осмысляются жизненная философия самого Коласа, его поиск новой земли... Мы привыкли к драматическому построению на сцене - персонажному, образному, сюжетному. А здесь нет сюжета, мы видим действие массы. Драматизм я ощущаю в самой постановке. Поиск своей земли не прост, это смысл жизни нашей нации".

"Зямля" - философский текст, трудный текст. Но прелесть его в том, что он позволяет считывать разные слои и воспринимать целостность как большую метафору. Александр Иняхин, московский критик, сформулировал это так: "Мне показалось, что название вашего спектакля "Остров-Земля". Земля как Остров в космическом океане... Здесь Время соединяется с Пространством".

Режиссер Виталий Барковский вывел смысл в пространство мифа, поднял глубинный слой мышления, в котором хаос рождает космос, а космос распадается в хаос, в котором свобода человека равна его несвободе от общности, а его воля подчинена генетическим истокам, разум же его и совесть равны и миру, и народу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter