От работы не убежишь...

Какие дороги ведут в службы занятости
Какие дороги ведут в службы занятости

Сейчас в службах занятости много необычного: раньше здесь подыскивали работу людям, которые ее потеряли по разным причинам. А теперь еще и тем, кто от нее, как мог, убегал...

Декрет Президента «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» требует: нерадивые родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание их сыновей и дочерей. С теми, кто работает, — понятно: отчисления денег пойдут из зарплаты. А как быть с безработными? Выход один: привлечь человека к труду. Но одними уговорами или угрозами толку не добьешься, даже если этого очень хочешь. С принятием же Декрета Президента наконец–то появилась нормативная база.

— К нам поступили 272 судебных определения. Именно такое количество родителей оказалось в должниках, — рассказала мне заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома Людмила Рез. — Решением облисполкома определены предприятия и организации, на которые можно направить людей. На гродненских предприятиях зарезервировано 300 рабочих мест — туда и направляем сбившихся с жизненной дороги отцов и матерей.

Многие из них, получив уведомления из суда, в службу занятости пришли сами, некоторые — с чеками о добровольной оплате долгов. Кого–то пришлось доставлять с помощью милиции. Юрий О. появился в кабинете городского управления по труду, занятости и соцзащите в сопровождении участкового инспектора Дмитрия Польяновского.

— Юрий хочет работать, но пока не может, так как у него пока нет прописки, вот и попросил меня помочь, — объясняет милиционер. — Скоро разберемся.

Пока главный специалист управления Ирина Сергей созванивалась с предприятием «Теста» и уточняла некоторые детали, я побеседовал с Юрием.

— Раньше работал на мебельной фабрике, потом уволился, — рассказывает о себе немного смущенный мужчина. — С женой не сошлись характерами, поэтому и развелись. С ней осталась 18–летняя дочь... Теперь каждый месяц с меня будут удерживать 130 тысяч рублей. Надеюсь, что–то и мне останется на жизнь.

— За редким исключением мы предоставляем неквалифицированные, а поэтому низкооплачиваемые места, — замечает начальник отдела содействия трудоустройству горуправления Александр Демидик. — Как правило, с людей будет возмещаться в месяц 120 — 130 тысяч рублей до полного погашения долга. В соответствии с декретом Президента как минимум третья часть зарплаты остается у должника.

И хотя выбор предприятий (в Гродно их 195) велик, далеко не всегда удается найти то, что подходит. Людмиле Т., у которой несовершеннолетний сын находится на гособеспечении, можно сказать, повезло. Она умеет шить, и в службе занятости ей подыскали известную далеко за пределами страны частную фирму. Людмилу взяли швеей второго разряда. А вот Ирине и ее мужу Антону придется вдвоем отдавать долги государству: ее определили в дворники, его — на завод «Белкард».

Кстати, на предприятии «Спецавтохозяйство» зарезервировано 12 вакансий для «трудных» родителей. Светлана М. уже воспользовалась одной из них и рабочий день начинает с очистки тротуаров от снега — как раз под окнами здания, в котором находится городская служба занятости населения.

Бывает и по–другому. Одной женщине нашли работу, а потом она надолго исчезла. Теперь ее ждет встреча с участковым.

— Всего к нам обратились 70 человек из 272, которым необходимо было найти работу, — рассказывает Александр Демидик. — Трудоустроены 20. Некоторые безработные сейчас проходят медицинскую комиссию, чтобы в ближайшие дни прийти на завод или фабрику. Но даже после оформления человек остается на контроле и у нас, и у правоохранительных органов.

Комфортные условия для горе–родителей созданы не только во время поиска работы. На предприятиях, оказывается, с ними тоже готовы нянчиться, хотя бы в начале. При этом увольнение даже за прогул не допускается. По словам Александра Демидика, надо воспользоваться всеми мерами воздействия на человека и привлечь его к труду. И лишь в том случае, если за три месяца набежит более десяти прогулов, будут приняты жесткие меры. Но этим уже займутся суды и милиция. Долги же все равно придется отдавать.

— Образно говоря, мы сейчас водим за руку «трудных» родителей и предлагаем им работу, — говорит Людмила Рез. — Со стороны службы занятости, судов, милиции, предприятий все сделано, есть общая заинтересованность, но не все должники пока это осознали, они не ломятся в наши двери, а стоило бы. Многие из них, по моим наблюдениям, еще не уверены в своих силах. Но неуверенность, как правило, остается за порогом службы занятости.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter