Как в армии утилизируют и ремонтируют старую технику?

От классики до модерна

Утилизация и модернизация сейчас особенно актуальны в Вооруженных Силах. За этими словами — огромный объем работ, проводимых в войсках. А командировка в Осиповичи на 263-ю базу хранения, ремонта и утилизации средств связи стала отличной возможностью увидеть, как все происходит на деле. 

На стоянке.

Что делать с состарившейся техникой — вечный вопрос. Можно снять ее с вооружения и отправить на утилизацию. Но есть и шанс на новую жизнь, который дают управление связи Генерального штаба Вооруженных Сил и руководство 263-й базы. 

Вместе с главным инженером управления связи Генерального штаба Вооруженных Сил — заместителем начальника связи Вооруженных Сил полковником Олегом Мищенко (на снимке) проходим в цеха, где разбирают отслужившую свой век технику. 

Современное производство. Утилизацией здесь занимаются около сотни человек. Сначала объемную и тяжелую аппаратуру связи демонтируют с машин. Затем в цех утилизации поступают изделия, например, блоки радиостанций. Их разбирают, а радиоэлементы, содержащие драгоценные металлы, сортируют, подсчитывают и отправляют на склад. 

Подхожу к участку, где сотрудницы, ловко орудуя плоскогубцами, разбирают микросхему. «Можно попробовать?» — спрашиваю. Приноравливаюсь и тоже пытаюсь добыть из микросхемы золото и серебро… Да уж, 8 часов заниматься разборкой всех этих составных частей сотрудницам непросто.  

На складе сведения о деталях и их количестве вносят в компьютер. Заведующая складом цеха утилизации Елена Суровец в коробках ориентируется с легкостью: говорит, что разобраться в этом многообразии просто, почти как в библиотечной картотеке. Детали накапливаются и раз в квартал сдаются научно-производственному республиканскому унитарному предприятию «Унидрагмет БГУ», которое перерабатывает драгметаллы. 

Мы же проходим в следующий цех, куда приходит отслужившая свой век аппаратура. Ее разделяют на платы и металлолом, а потом извлекают радиоэлементы. 

Павел УС занят починкой.

Вношу свой вклад в добычу драгметаллов и я. Беру плату и с помощью гильотиновых ножниц (называются так зловеще из-за того, что это острое приспособление действительно похоже на орудие инквизиции, только в миниатюре) разрезаю и отделяю от платы пластины серебра. 

Проходим на территорию: техника располагается под открытым небом, в специализированных хранилищах, на складах.  Здесь все по-хозяйски: ремонтируют то, что можно использовать. Если же такая аппаратура и техника не нужны Вооруженным Силам, их можно не только сдать на металлолом, но и продать. 

Вот эти агрегаты питали радиостанции, теперь их сняли с техники, и они стали не нужны. А ведь это полезная вещь для дачников или строителей в местах, где не подведено электричество, а работать с электроинструментами нужно. 

Елена СУРОВЕЦ с легкостью ориентируется в многообразии деталей.

Олег Мищенко знает, что у мастеровитых хозяев подобная техника пользуется спросом, а кому не нужен сам агрегат, тому пригодится из него двигатель для мотоблока. Техника продается надежная, в исправном состоянии. Почему продается? «В таком количестве она уже не нужна войскам», — уточняет полковник Мищенко и дополняет, что в интернете любой человек может присмотреть что-то из нашей техники, в РУП «Белспецконтракт» оформить необходимые документы, оплатить покупку и приехать за ней на базу. 

Продаются и машины: ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375 в исправном состоянии. Покупают их организации и частники, привлекает надежность. «Продаем то, что не нашло применения не только в войсках связи, но и в Вооруженных Силах», — подмечает полковник Мищенко. 

Прибыль от продажи такого имущества у базы от 1,5 миллиарда рублей в год. Много это или мало? Если учесть, что ее вообще могло не быть, результат налицо. 

Заходим в цех, где ремонтируют аппаратуру. Один из лучших механиков по ремонту радиосредств Валентин Гордиенко показывает свои владения и рассказывает, что служил связистом в ракетных войсках, а после армии вернулся в родные Осиповичи. Валентин Викторович предлагает вместе с ним настроить радиостанцию. Нахожу нужные кнопки, и вот мы уже слышим речь на разных языках, значит, все исправно. 

Мощный «Богатырь».

С составными частями радиорелейной станции Р-409 работает радиомеханик цеха по ремонту средств связи Павел Ус. Плоскогубцами «откусывает» провода, обезжиривает, залуживает, припаивает. Он уверен, что со временем будет чинить и цифровые радиостанции, и это будет так же интересно. 

Кстати, помощь парней, проходящих военную службу в резерве, приезжающих на сборы в 263-ю базу, — не пустой звук, особенно когда они толковые специалисты: водители, автослесари, у которых есть энтузиазм и инициатива. Один из таких энтузиастов очень хотел восстановить БТР. Ему дали неисправную машину, в которой он чинил двигатель, возился долго и усердно. И все получилось. 

…Проходим на участок ремонта и модернизации. Начальник цеха майор Андрей Мирончик рассказывает, что сейчас проводятся предварительные испытания аппаратной Р-414 МБ, устанавливается новая цифровая аппаратура, позволяющая этой технике фактически заменить собой узел связи. Девушки занимаются распайкой оборудования, а мужчины — более тяжелыми работами: изготовлением каркасов и стоек. 


А вот на этом стенде испытывается цифровая аппаратура. «В работе она проще старой аналоговой, занимает меньше места и надежнее, да и возможности некоторых ее образцов выше», — уверяет майор Мирончик.

Цех модернизации начал работу в 2013 году. В войсках связи таких два: в Березе и Осиповичах. 

Полковник Олег Мищенко искренне убежден: для развития войск связи очень важна оснащенность новыми образцами техники. На втором месте модернизация. И связисты модернизируют технику, как средствами государственного военно-промышленного комплекса, так и своими силами. Отечественные образцы гораздо дешевле зарубежных и по качеству устраивают систему управления войск. 

За модернизированной техникой водители приезжают из разных уголков страны — вместе с ними машины отправляются на службу. 

Связь в цифрах

За 12 лет существования 263-й базой сдано 534 тонны лома цветных металлов на сумму более 2 миллиардов рублей, 1545 тонн лома черных металлов на более чем миллиард рублей. По результатам утилизации получено и сдано государству 116 килограммов золота, 2360 — серебра, 29 килограммов платины, 251 килограмм палладия. 

Модернизировано более 150 образцов вооружения и военной техники связи, отремонтировано около 17 449 единиц различной техники. Продано имущества, не находящего применения в Вооруженных Силах, на сумму более 9 миллиардов рублей.

npahomovich@list.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter