От формулировки «вне конкурса» следует отказаться?

Ряд вопросов в области законодательного обеспечения системы образования недавно обсудили участники расширенного заседания Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь.

Ряд вопросов в области законодательного обеспечения системы образования недавно обсудили участники расширенного заседания Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь.

«На сегодняшний день - сообщил председатель комиссии Владимир Зданович, - мы работаем над законопроектами, касающимися образования. В их числе - «Об общем среднем образовании» и «О высшем образовании». По первому из них у нас принципиальных замечаний нет. Закон практически полностью подготовлен, и в самое ближайшее время будет проходить согласование со всеми заинтересованными». Даже если документ не рассмотрят на ближайшей сессии, время для этого еще есть. В силу, по словам выступающего, он должен вступить до сентября 2006 года, поскольку есть негласная договоренность о том, что все принципиальные изменения в школе будут начинаться с начала, а не с середины учебного года.

Что касается второго законопроекта, депутаты высказали несогласие с концептуальным содержанием ряда статей. В частности, это касается правил приема в вузы. «При зачислении в вуз основным критерием должны быть не льготы, а знания абитуриента, - отметил Владимир Матвеевич. - Эти права дает Конституция нашей страны. Поэтому в проекте закона мы сохранили льготы лишь для особо одаренных-победителей олимпиад и лауреатов конкурсов. Но это не льготы в нашем понимании, потому что эти ребята проходят сверхотбор». В то же время В. Зданович отметил, что государство должно поддерживать сирот, инвалидов, детей, живущих в чернобыльских зонах, создавая им все условия для учебы. Но, по его словам, от формулировки «вне конкурса» следует отказаться, и только при прочих равных условиях (при набранном одинаковом количестве баллов) этим ребятам при поступлении следует отдавать преимущество. В свою очередь министр образования Александр Радьков заметил, что сегодня число льготников и без того невелико и составляет 5-6% по отношению к общему числу абитуриентов. «Кроме того, сейчас для поступления на специальности, например, юридические, экономические, международные отношения и туда, где конкурс 5 и выше человек на место, - сообщил он, - льгот нет». И все же после дебатов было принято решение статью доработать.

Как сообщил председатель комиссии, ряд частных вузов выступает с предложениями по изменению формулировки нормы закона, связанной с назначением и освобождением от должности ректоров частных вузов. «Мы выступаем за наведение порядка в этом вопросе, - отметил Владимир Зданович, - чтобы государству не приходилось в будущем ломать голову над тем, куда перевести студентов ликвидированного частного вуза, ректор которого не удосужился правильно вести документацию, не говоря уже о случаях бегства вместе с казной вуза». Один из вариантов соответствующих предложений по законопроекту «О высшем образовании» в ходе заседания был передан министру образования. В нем содержится обязательное требование к кандидату на ректорство - иметь ученую степень или звание, опыт работы, а назначение и освобождение согласовывать с Советом Министров республики. «Тем более что ректор - лицо не только государственное, но и политическое, - поддержал идею Александр Радьков. - Он отвечает за образовательную политику. И спрос с него должен быть соответствующий. Ведь дипломы мы выдаем государственного образца».

Среди других вопросов, звучавших на заседании комиссии, - достижение высокого качества образования на всех его уровнях, создание действенной системы идеологической воспитательной работы с учащейся молодежью и т.д. Кстати, проблема качества - одна из важнейших. «Мы должны воспитать таких специалистов, - отметил министр образования, - которые не могли бы работать плохо, чтобы качество было их внутренней потребностью». Попутно ведется работа над повышением качества подготовки педагогов. Учителей с высшим образованием становится все больше, только за прошлый год эта цифра выросла на 4% и составила 85%. «Вместе с тем, - посетовал А. Радьков, - нашу озабоченность вызывает зарплата молодого специалиста. Признаюсь, всей нашей команде до сих пор не удалось убедить Минфин в том, что зарплату им надо поднять. Но мы будем добиваться этого». Есть проблема и с кадрами высшей квалификации. Их не хватает. Речь идет о молодых, энергичных докторах наук, способных возглавить научные школы страны.

«Мы требуем качества в работе любого учебного учреждения, независимо от форм собственности, - заметил Александр Михайлович. - Поэтому мы упорядочили деятельность ряда иностранных и частных вузов и их филиалов. Если мы не увидели качественной составляющей, лицензия отзывалась или не выдавалась вовсе».

Кроме того, вопрос качественной подготовки связан и с техническим обеспечением учебного заведения, а современный комплект специального оборудования для одной школы может обойтись более чем в 30 тысяч долларов. Часто не хватает средств и на капремонт зданий. А ведь, по словам министра, 25% построек, принадлежащих системе образования, нуждается в нем. Хотя и программа есть, и деньги под нее заложены, но пока на 100 процентов она не выполняется.

Что касается идеологической и воспитательной работы, она будет вестись на всех уровнях, «начиная с детского сада, заканчивая системой переподготовки». В вузах введен курс «Основы идеологии Белорусского государства». Сейчас для выпускников готовится книга, которая, скорее всего, появится уже к марту, «Беларусь - страна твоего будущего». Она должна помочь молодым людям найти свое место в жизни.

«Мы продумали кадровое обеспечение системы воспитательной и идеологической работы: от министра до классного руководителя, - отметил министр образования. - Более того, считаем, что в нашей системе образования не должно быть оппозиционных мыслей. И преподаватели, которые выполняют воспитательную функцию, должны стоять на государственных позициях. Не должны развращать молодежь, а нацеливать ее на созидание».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter