От бюджета до бюджета

Если оценивать исполнение бюджета прошлого года на фоне реальных, далеко не самых простых условий работы экономики, то Минфин, думается, вполне заслужил удовлетворительную оценку.
Если оценивать исполнение бюджета прошлого года на фоне реальных, далеко не самых простых условий работы экономики, то Минфин, думается, вполне заслужил удовлетворительную оценку.

После уточнения доходы консолидированного бюджета были увеличены на 15,7 процента и составили 3,1 трлн. рублей, расходы подросли на 16,4 процента - до 3,3 триллиона. Глава финансового ведомства Николай Корбут признает, что столь весомое увеличение государственного кошелька, увы, не обусловлено адекватным ростом эффективности отечественной экономики. Все это - следствие высокой инфляции и ускоренной девальвации национальной валюты при унификации курсов белорусского рубля. Правда, в таких условиях темпы роста доходов несколько ниже, чем расходов, отмечает министр финансов, и поэтому исполнение бюджета проходило в достаточно жестких рамках.

По словам Николая Корбута, в минувшем году сформировалась тенденция снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. При плановом значении 37,5 процента от ВВП она составила около 35. И хотя руководители белорусских предприятий, пересчитывая этот показатель от собственной выручки, вряд ли разделят эту точку зрения, министр все же подчеркивает, что именно этим фактором обусловлено некоторое снижение темпов поступлений в бюджет.

Тем не менее по доходной части республиканский и местные бюджеты выполнены. Более того, за счет перевыполнения местных бюджетов может даже сформироваться профицит консолидированного. Во всяком случае, при прогнозе дефицита 149 млрд. рублей за 9 месяцев он составил лишь 40 млрд., т.е. максимум 0,5 процента ВВП в пересчете на год.

Правда, скромный бюджетный дефицит, опять же, не есть следствие неких небывалых экономических побед. Мы живем в реальных условиях, осознавая все сложности с источниками покрытия дефицита, - отмечает Николай Корбут. Поэтому финансовое ведомство и приложило максимум усилий для сокращения этого показателя.

Говоря о бюджете наступившего года, Николай Корбут пока не стал называть его конкретных параметров. Несмотря на то, что документ давно утвержден, в силу ряда причин в ближайшее время он будет вновь уточняться. Главная тому причина - 2001 год проходит под знаком существенного увеличения заработной платы во всех отраслях, в том числе и в бюджетной сфере. Создаваемые для этой цели специальные стабилизационные фонды требуют дополнительно порядка 680 млрд. рублей. И это несмотря на то, что ассигнования на зарплату бюджетникам в бюджете нынешнего года уже увеличены почти вдвое.

Николай Корбут сообщает, что на формирование стабилизационных фондов пойдет порядка 280 млрд. рублей за счет дополнительных доходов бюджета, обусловленных главным образом ростом ВВП темпами, превышающими утвержденный ранее прогноз. Остальные средства будут поступать за счет сокращения расходов бюджета. По каким конкретно статьям, министр пока говорить не стал, поскольку работа по их определению еще ведется.

Еще одним знаковым моментом наступившего года должна стать реформа системы оплаты труда. Николай Корбут отмечает, что нынешняя, со всеми ее запутанными тарифами, надбавками и прочим, себя изжила и требует коренного пересмотра. Совещание в Минфине на эту тему пройдет уже в первых числах января.

Ну и, конечно же, нельзя не сказать о том, что вся экономическая политика страны в 2001 году проходит на фоне финансовой интеграции с Россией. Первые результаты уже есть. Россия дала добро на первую траншу межправительственного кредита в 30 млн. долларов. Эти деньги пойдут преимущественно на оплату внешнего долга перед Россией. Остальные 70 млн. белорусская сторона хотела бы получить уже в первом полугодии. Переговоры на этот счет ведутся, и дополнительные условия, которые выдвигает российская сторона, по словам Николая Корбута, все больше приближаются к условиям МВФ.

Конечно, это далеко не все особенности бюджетной работы в новом году. 2000 г. показал, что Беларусь начала весьма активно пересматривать ориентиры своей экономической политики. Нынешний же, по всем прогнозам, должен принять эту эстафету. Однако Минфин не первый год демонстрирует способность мобильно реагировать на изменения условий работы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter