От бордюра!

О вреде, который наносят экономике страны таксисты–нелегалы, сказано много...

О вреде, который наносят экономике страны таксисты–нелегалы, сказано много. Нездоровая конкуренция, неполученные налоги, опасность для жизни пассажиров... В июле Совет Министров поручил принять «дополнительные меры по выявлению фактов осуществления предпринимательской деятельности без соответствующих лицензий». В результате сегодня за нелегалами «охотятся» сводные «отряды» трех ведомств: налоговики, сотрудники ГАИ и представители транспортной инспекции Минтранса. Координация работы поручена транспортной инспекции. Поможет ли это искоренить нелегальный извоз и вернуть деньги в казну?..


Насколько эффективно объединение усилий в борьбе с «бордюрщиками», я понаблюдал во время очередного рейда.


О времени проверки мне сообщили в последний момент. Не назвав никаких ориентиров. Утечки информации быть не должно.


— Со мной хочешь? — налоговому инспектору Александру (имя попросили изменить) предстоит первый этап операции под названием «контрольная закупка». — Тогда вперед!


Сашу прикрывает коллега — назовем его Сергеем. Его задача — быть незаметным, не выпуская нас из виду. Ребята — молодые, незасвеченные. Пока под «Короля и шута» добираемся в их машине к месту действия, рассказывают, как бурно порой реагируют нарушители на слова «контрольная закупка». Бывало, даже деньги пытались проглотить...


Гомельский автовокзал, общеизвестная точка скопления извозчиков. Мы с Сашей топчемся у выхода из павильона, всем видом сигнализируя: сами не местные, только что прибыли, города не знаем... Желающий помочь «провинциалам» нашелся уже через пять секунд. От группы собеседников отделяется мужчина средних лет:


— Ну что, хлопцы, куда подвезти?


Саша принимается объяснять, как проехать к засаде, не забыв справиться о цене.


— Знаю этот адрес, — обнадеживает доброжелательный водитель. — 15 тысяч.


Уже из симпатичной «Тойоты» краем глаза успеваю заметить Сергея. Он равнодушно поправляет на своей легковушке дворник, никак не демонстрируя причастность к происходящему. Между тем марка и номер машины, в которую мы сели, уже передана «куда следует».


В месте назначения нас ждут. Впрочем, не обнаруживая себя раньше времени. Саша расплачивается и... произносит финальную фразу:


— Налоговая инспекция, контрольная закупка...


— Ё–мое... — выдыхает водитель.


Одновременно у бампера нелегала тормозит «жигуленок» автоинспекции, предостерегая от необдуманных решений. Хозяин «Тойоты», мягко говоря, огорчен, но ведет себя спокойно. Что сделаешь, попался — отвечай.


Транспортную инспекцию в группе представляет специалист гомельского филиала Дмитрий Соцкий. Он принимается за свою часть работы — составляет акт о перевозке пассажиров без лицензии и госрегистрации. Если удается доказать, что водитель «бомбит» регулярно, ему грозит штраф от 10 до 50 базовых величин.


Водитель дает показания:


— Увидел растерянных ребят... Решил помочь... Первый раз...


Налоговики, сверившись с базой, подтвердили: раньше не попадался. Потому и отделался на этот раз предупреждением. Однако теперь пополнит список нарушителей. В случае очередного задержания придется платить. Хороший повод выйти из «сумрака» и работать легально. Это то, чего в конечном счете от них и добиваются...


Совместные рейды проводят теперь довольно интенсивно, давая понять нелегалам: даже самый «растерянный» и «благонадежный» с виду пассажир может оказаться членом оперативно–рейдовой группы. И все же гомельские «бордюрщики», как, собственно, и нелегалы из других регионов, несмотря на риск, пока продолжают толпиться на крыльце автовокзала.


Начальник Гомельского филиала транспортной инспекции Сергей Чучвага считает, что подобные рейды дадут эффект. Возможно, кто–то из таксистов предпочтет легализоваться. Но руководитель настаивает: нынешние наказания слишком мягкие, необходимо ужесточение ответственности — до конфискации машины.


У темы этой, впрочем, много граней. Сегодня всесторонний контроль со стороны транспортной инспекции — едва ли не главный аргумент в пользу зарегистрированных перевозчиков.


Транспортники напоминают: «бордюрщики» будут цепляться за жизнь до тех пор, пока люди согласны пользоваться их услугами. В то же время далеко не всегда есть законная альтернатива нелегалу. Самому не раз приходилось правдами и неправдами выбираться из глухих мест не на рейсовом автобусе...


Искать решение предстоит совместно транспортной инспекции, налоговикам и милиции. Пока же группа опять отправляется в очередной рейд...


Цифра


С начала года Гомельским филиалом транспортной инспекции наложено штрафов на сумму 187 миллионов рублей (в том числе совместно с налоговыми органами, 6,5 миллиона рублей — за безлицензионную перевозку пассажиров). Установлено 22 факта транспортной деятельности без соответствующего разрешения.


Кстати


После рейда я позвонил в «официальное» такси. Поездку, за которую мы заплатили 15.000 рублей, здесь оценили в 10.000.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter