Освободить по амнистии

Первый гуманный акт прощения преступников в суверенной Беларуси свершился 23 декабря 1991 года, а 15 июля 2002 года Президент подписал принятый парламентом шестой по счету закон об амнистии.
Первый гуманный акт прощения преступников в суверенной Беларуси свершился 23 декабря 1991 года, а 15 июля 2002 года Президент подписал принятый парламентом шестой по счету закон об амнистии. Он вступил в действие, находится в стадии исполнения, и заложенные в нем нормы права очень интересуют осужденных и их родню.

Кого же в первую очередь прощает государство?

Если говорить о категориях лиц, то это прежде всего участники Великой Отечественной войны, несовершеннолетние, беременные женщины, воспитывающие детей в одиночку мамы и папы, пенсионеры обоих полов, инвалиды I и II групп, больные (онкология или туберкулез), воевавшие в Афганистане или других "горячих точках" и еще некоторые. Полный перечень содержит 1-я статья закона. Их освобождают от всех видов наказания (кроме пожизненного заключения и смертной казни), а также от иных мер ответственности (отсрочка исполнения наказания, условное неприменение наказания и другое).

Есть категории осужденных, которые по другим причинам имеют правовые основания надеяться на досрочное освобождение, при условии, если на день вступления в силу милосердного закона не менее трети срока они уже отбыли. Это те лица, которые осуждены за преступления, совершенные по неосторожности, военнослужащие, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, приговоренные к лишению свободы на срок до 5 лет. На таких же условиях, но в совокупности с полным возмещением причиненного ущерба будут выходить на волю те, кто украл или присвоил имущество, совершил растрату либо хищение, злоупотребив служебным положением, хищение с использованием компьютерной техники.

Гибкий механизм заложен в законе об амнистии. Условно говоря, можно, будучи престарелым, оставаться за решеткой пожизненно, если совершил, к примеру, жестокое насилие над жертвой. Точно так же и за хищение, совершенное в составе банды, прощения ждать не стоит.

В статье 6 закона перечислены злодеяния, за которые лица, их совершившие, не подпадают под амнистию ни при каких условиях. Это, разумеется, тяжкие и особо тяжкие виды преступлений: убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, хищение при отягчающих обстоятельствах, бандитизм, терроризм, особо злостное хулиганство, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшие большие жертвы, многие другие - общим числом свыше 130 видов деяний, предусмотренных как прежним, так и ныне действующим Уголовным кодексом.

Смягчение наказания за некоторые экономические преступления поставлено в зависимость от того, возместили ли виновные полностью причиненный ими ущерб. Это, например, незаконное открытие счетов за пределами страны, лжепредпринимательство, незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, выманивание кредита или дотации, ложное банкротство, сокрытие банкротства и прочее. Осужденные за это не могут рассчитывать на снисхождение, если не восполнили урон.

Независимо от вида совершенного преступления амнистии не подлежат особо опасные рецидивисты, злостные нарушители режима отбывания наказания, хронические алкоголики, наркоманы и токсикоманы, которые не прошли курс принудительного лечения, назначенного судом, и те, за чьи злодеяния суды отмеряли меру в виде смертной казни, пожизненного заключения.

Отрадно, что в новом законе об амнистии нашли отражение позиции Конституционного суда, который не единожды рассматривал проблемы, связанные с применением гуманного института уголовного права. Если сравнивать ныне действующий с законами 1999-го и 2000 годов, то очевидно различие: теперь амнистируются граждане Беларуси, приговоренные к наказанию судами других государств, но сроки отбывающие в своем Отечестве. Раньше либо вообще не было нормы, либо она распространялась лишь на тех, кого экстрадировали в страну на основании международных договоров. Теперь в статье 12 закреплена возможность смягчения участи тех, кто передан для отбывания наказания на условиях принципа взаимности.

Есть еще одно существенное отличие, касающееся тех, кого закон об амнистии застал в ситуации, когда решение суда по делу еще не вынесено или же вынесенный приговор находится в стадии обжалования. Получалось так: срок получил - есть надежда на снисхождение. Не успел получить - шанс потерял безвозвратно. На неконституционность этого положения указал в решении от 17 ноября 2000 года Конституционный суд. Поправка вошла в новый закон, благодаря чему теперь на амнистию уповают и те, в отношении кого вынесенные приговоры не вступили в законную силу.

Следует ли так часто прощать преступников? Не снижает ли регулярная практика амнистирования эффективность назначаемого виновным наказания? Такие вопросы можно услышать нередко.

Гуманистическое значение института прощения вины государством, думаю, понятно читателям. Но проблема имеет и прагматичное значение. "СБ", кстати, не раз освещала вопросы условий содержания осужденных к лишению свободы, которые, как известно, в связи с переполненностью колоний оставляют желать лучшего. Общественности известно и о том, какие средства тратит страна на содержание учреждений системы исполнения наказаний. Если места лишения свободы покинут около 7 тысяч человек, то экономия составит свыше 7 миллиардов рублей.

Амнистия, кстати, еще и средство сглаживания определенных диссонансов практики применения уголовного права. Как свидетельствует статистика, из спектра предусмотренных УК наказаний суды часто применяют именно лишение свободы: удельный вес таких приговоров составляет свыше 30 процентов. Наказания имущественного характера используются слабо, применение штрафа вообще имеет тенденцию к снижению.

Амнистия могла бы использоваться гораздо реже, если бы существенно была пересмотрена политика в области применения уголовного закона, если бы судебная система больше ориентировалась на широкое использование менее затратных, более гуманных и гибких мер, способных обеспечить восстановление справедливости и иных целей уголовной ответственности.

Элла САРКИСОВА, судья Конституционного суда, заслуженный юрист.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter