Острый запах кулис

Дискуссия, развернувшаяся на страницах «СБ» по итогам недавнего съезда писателей, нынче официально завершена...

Дискуссия, развернувшаяся на страницах «СБ» по итогам недавнего съезда писателей, нынче официально завершена. Редакция дала слово многим заинтересованным сторонам, а потому есть основания полагать, что тот, кому есть что сказать, высказался, не промолчал. Другое дело, что любая точка в художественном произведении всегда сродни многоточию. Это означает, что и законченная нами дискуссия все еще продолжается... Продолжается в головах, умах, высказанных идеях, продолжается на бумаге и в файлах, четверостишиях и романах. Дискуссия сегодня продолжается, как, собственно, и весь художественный процесс. Сегодня, собственно, не вчера...


«Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР признал, что театр им. Мейерхольда окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя. Это выразилось в том, что:


1. Театр им. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формалистических позиций. В результате этого в угоду левацкому трюкачеству и формалистическим вывертам даже классические произведения русской драматургии давались в театре в искаженном, антихудожественном виде...


4. К двадцатилетию Октябрьской революции театр... не подготовил ни одной постановки...


Ввиду всего этого Комитет... постановил: а) ликвидировать театр им. Мейерхольда как чуждый советскому искусству; б) труппу театра использовать в других театрах; вопрос о возможности дальнейшей работы Вс.Мейерхольда в области театра обсудить особо» (Приказ комитета по делам искусств «О ликвидации театра им. Вс.Мейерхольда», 9.01.1938).


***


«Историческое постановление ЦК ВКП(б) об опере В.Мурадели «Великая дружба», которое нанесло сокрушительный удар по формализму в музыкальном искусстве и указало конкретные пути перестройки всей работы на музыкальном фронте, стало для советских композиторов боевой программой их творческой деятельности... Однако приходится констатировать, что творчество белорусских композиторов значительно отстает почти во всех жанрах и, главным образом, в области оперной и симфонической музыки. Одной из основных проблем, стоящих перед большинством белорусских композиторов, является проблема освоения национального музыкального языка. Теперь эта проблема пока еще очень далека от разрешения. Такое положение объясняется прежде всего недостаточным знанием многими композиторами жизни, быта, фольклора белорусского народа» (композитор Анатолий Богатырев, «О белорусской музыке», 6.01.1952).


***


«Эта война показала всему миру, как прочны и могущественны основы советского строя и его жизненная сила. Об этом неиссякаемом источнике наших жизненных сил свидетельствует также и послевоенный период мирного созидательного труда по восстановлению разрушенной промышленности, социалистического сельского хозяйства и культурного строительства. Все это происходит на наших глазах при участии всего народа. Мы воочию видим, как велики достижения советских людей, вдохновляемых волей и энергией большевистской партии, за эти немногие годы мирного труда. Растет вместе с тем и творческий энтузиазм, и патриотизм советского народа. Грандиозный план работ послевоенной сталинской пятилетки советские люди обещают выполнить в четыре года. И он будет выполнен во имя могущества нашей социалистической Родины и во имя безграничной любви и преданности советских народов нашему гениальному вождю и учителю. Этот всенародный творческий подъем и энтузиазм дали возможность нашему советскому правительству и Центральному Комитету Всесоюзной Коммунистической партии большевиков провести денежную реформу, отменить карточки на продукты питания и на товары широкого потребления и значительно снизить на них цены, — мероприятия, столь благотворно отразившиеся на жизненном уровне широчайших масс населения Советского Союза (поэт Якуб Колас. «По пути Ленина — Сталина», 11.01.1948).


***


«Нет слов, некогда господствовавший культ Сталина нанес огромный вред нашей литературе и искусству. Сковывалась, замораживалась творческая мысль. Насаждался догматизм. Всячески поддерживалась лакировка действительности, пропагандировалась убийственная для искусства теория бесконфликтности и т.д. Тлетворное влияние культа сказалось и на многих произведениях, рисующих героический труд советских людей. Показ труда, живого, преображающего мир и самого человека, часто подменялся сухим описательством, а трудовой пафос — гулом, грохотом станков и машин. Проблема же очищения и роста человека в труде нередко сводилась к проблеме освоения, скажем, скоростного резания металла. Да, все это было и в какой–то степени скомпрометировало тему труда. Но при чем же здесь великий созидательный труд советских людей?


Последние годы отмечены таким выдающимся событием, как принятие XXII съездом КПСС великой Программы партии — документа великой борьбы за построение коммунизма. И рассказать обо всем этом страстно и правдиво может, безусловно, только художник социалистического реализма... Борьба партии за идейную чистоту литературы и искусства, против тлетворного влияния Запада является борьбой за социалистический реализм, за партийность и народность нашей литературы, искусства, за уважение к человеку–творцу. Эта борьба за твои интересы, товарищ!» (писатель Владимир Карпов, «Правда жизни», 10.01.1963).


У подшивок «СБ» разных лет разный запах. Вот, скажем, если вы захотите по примеру Жан–Батиста Гренуя стать истинным парфюмером, понять, чем пахнет независимость, то вам определенно в 90–е. По странной прихоти газетной бумаги брежневские времена пахнут в подшивке нафталином, а вот у изданий с портретом Хрущева запах иной, здесь нафталин даже поярче будет. Сороковые пахнут всенародным горем, порохом, кровью, войной. Однако самый отвратительный запах у довоенных подшивок — они пахнут ужасом.


В 1938 году, когда театр неутомимого экспериментатора Мейерхольда был закрыт, Станиславский пригласил опального режиссера в руководимый им оперный театр: так завершилась их многолетняя творческая полемика. Казалось бы, вот она, точка в дискуссии, ан нет... Всеволод Мейерхольд был арестован в Ленинграде 20 июня 1939 года. Он обвинялся по приснопамятной 58–й статье и 1 февраля 1940 года на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение на следующий день после вынесения...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter