Белорусской сборной по волейболу не удалось пройти в Мировую лигу

Острые грани мяча

Приземлившись вчера в минском аэропорту, сборная Беларуси по волейболу поставила точку в выездной части Евролиги...

Приземлившись вчера в минском аэропорту, сборная Беларуси по волейболу поставила точку в выездной части Евролиги. Впереди — три матча заключительного тура в Могилеве. Позади — три этапа соревнований. Подопечным Виктора Сидельникова так и не удалось пробиться этажом выше — в Мировую лигу. Поражение в драматичном матче против сборной Хорватии, которая в конечном счете и получила право поспорить за место в элите, перечеркнуло последние надежды. Но поражение это из тех, после которых стоит не посыпать голову пеплом, а сделать выводы накануне куда более важных сражений.


Полеты для разбора


О том, что Евролига — это турнир, участие в котором важнее результата на табло, говорилось не меньше, чем о катастрофической нехватке международного опыта у белорусских игроков. Площадка спорткомплекса имени Ченгиза Гёллу лишь подтвердила эти слова. Шансы зацепиться у наших были. Старались. Бились. Но, по большому счету, сами пропустили вперед Хорватию, «подарив» балканцам «свои» мячи в ключевом матче. Это, кстати, не волейбольная болезнь. Теми же симптомами страдают сегодня белорусские представители практически во всех видах спорта. Играют нервно, неровно. Выцарапывают преимущество, а потом сами все отдают и начинают сначала. Лечение, по словам главного тренера волейбольной сборной Виктора Сидельникова, для всех также одно: практика и, что еще важнее, сильный внутренний чемпионат.


— О каком опыте можно говорить, если в чемпионате страны «Строитель» выносит всех в одну калитку? Играющие в нем ребята привыкли к тому, что они — короли блока и мастера передач. В Беларуси такое проходит. Там это приносит победы. Еврокубки? Звучит громко, но уровень соперников в них совсем не тот. А попадая на более–менее серьезный турнир, игроки обнаруживают, что привычные схемы не работают. Не пасуется и не забивается.


О специфических нюансах спортивной жизни, которые в подавляющем большинстве случаев остаются за кадром и вне досягаемости диктофонов, Виктор Сидельников может говорить долго и обстоятельно. О доходящей до абсурдности тесноте безальтернативного едва ли не для всех видов спорта манежа в «Стайках». О невозможности увязать необходимый календарь сборов и турниров с министерским бюджетом и бюрократическими графиками. О привычке белорусских спортивных хозяйственников экономить на тех мелочах, важнее которых в больших делах ничего не бывает. О перспективах вверенной ему команды, завершившей тур волевой и эффектной победой над сборной Турции, тоже говорит. Но, кажется, с куда меньшей уверенностью.


— Мы пока не гранды. У нас впереди еще долгий путь наверх, и без поддержки его не проделать. Но сегодня мы на коне, попали на чемпионат Европы, а завтра оступимся — и все, провал и финансовая «диета».


Впрочем, даже в нынешних условиях белорусская команда может быть конкурентоспособной при условии получения ребятами постоянной качественной практики. Дать ее команде мог бы чемпионат России. Разговоры о том, что под клубной вывеской в суперлиге должна играть национальная сборная, звучат все чаще. Однако в ответ на вопросы о перспективах проекта Сидельников лишь морщится.


— В нынешнем сезоне — точно нет. Для нас это была бы великолепная школа, и все тренеры, с кем удалось обсудить этот вопрос, говорят о том, что при таком раскладе белорусы получили бы серьезное преимущество. Но пока подвижек в этом направлении я не вижу. Только разговоры.


В суперлиге в следующем сезоне не будет и самого Сидельникова. Из–за разногласий с руководством клуба наставник покинул солигорский «Шахтер». Мог принять предложения из России, но выбрал сборную, которой посвятил уже 5 лет жизни. В сентябре у национальной команды жаркая и важная пора. Нынешняя обкатка в Евролиге показала, что пусть пока нестабильно, порой чихая от детских болезней и толком не придя в себя после тяжелого сезона, но сборная может на равных играть с крепкими середняками мирового волейбола. Главный экзамен ее, конечно, ждет в сентябре. А потом настанет время собирать мячи и делать выводы. И прежде чем начать разбор полетов, очень полезно оглянуться по сторонам.


Посторонним вход разрешен


Ответы на многие вопросы, над которыми уже долгие годы бьются белорусские специалисты, можно, к слову, найти даже в окрестностях турецкого спорткомплекса имени Ченгиза Гёллу. Здесь дети, как когда–то и в наших краях, едва ли не в каждом дворе гоняют мяч. Спортивная Турция — словно иллюстрация той самой концепции о здоровой нации, которая худо–бедно пытается пустить корни в белорусскую почву. В чем–то мы схожи. Здесь, например, тоже в угоду телевизионной картинке периодически «приглашают» на трибуны детвору. Но, интересно, покажут ли у нас хотя бы в записи матчи белорусской команды на заключительном туре Евролиги в Могилеве? А в Турции трансляция прямая. И никто не ворчит о конкурентоспособности волейбола на фоне сериалов и не смущается тому, что сборная проиграла на домашнем турнире все три матча. Здесь просто знают, что для создания спортивной системы мало потратить деньги — нужно как можно эффективнее использовать результаты этих вложений.


В Турции спорт любят. Владельцы магазинов электротехники без всяких указаний и прямой выгоды запускают на всех имеющихся на витрине телевизорах футбольные матчи. Прохожие останавливаются возле растянутого прямо во дворе дома экрана, на котором, к слову, гоняют мяч две совершенно далекие от турецких берегов команды. В баре гостиницы официанта просят включить трансляцию с баскетбольного чемпионата Европы и долго обсуждают итоги встречи белорусок с турчанками и преимущества Шази Ивегин перед Сашей Тарасовой...


Пьедестал на олимпийском фундаменте


Впрочем, чтобы понять причины того, почему турецкие спортсмены на хорошем счету практически во всех игровых видах спорта, совсем не обязательно бродить по окрестным дворам и заглядывать в бары. Достаточно приехать в волейбольный салон имени Ченгиза Гёллу. Едва переступив порог, даже повидавшие на своем веку разные залы ветераны волейбольной сборной не скрывают эмоций и восхищенно ахают.


В Турции деньги считать умеют. И строят комплексы без излишеств. Без ресторанов, без попыток вместить под одну крышу все, что найдется в списке развиваемых министерством спорта видов. Идеальная площадка, заключенная в коробку из металлоконструкций. И все. С пятитысячными, между прочим, трибунами, о которых в наших краях при возведении локальных комплексов почему–то «забывают». «Ченгиз Гёллу» — спорткомплекс именно локальный. Построенный на пустыре в одном из микрорайонов Бурсы, он даже не имеет собственно профессиональной команды. Эта площадка полностью отдана делу развития волейбола. А появление ее — в большой мере «олимпийская» заслуга.


Баннеров и афиш, рассказывающих о том, что в 2020 году Стамбул намерен принять у себя в гостях Олимпиаду, на улицах города множество. И уже сейчас вместе с другими кандидатами — Мадридом и Токио, — ожидая назначенного на 7 сентября часа «икс», турки начинают спортивную стройку. В инфраструктуре, в появляющихся спорткомплексах, новых дорогах, гостиницах и прочих важных объектах кроется одна из главных наряду с имиджевой причин того, почему за право принять турниры максимально крупного калибра постоянно разворачиваются сражения по всем правилам кулуарной борьбы. Проблемы же начинаются у тех, кто, разменяв глобальные цели на сиюминутную выгоду, получает в наследство бесполезные в своей олимпийской одноразовости сооружения. Туркам подобная перспектива, похоже, не грозит. И у них есть чему поучиться.


Бурса — Минск.


Редакция «СБ» выражает признательность Белорусской федерации волейбола за содействие в работе нашего корреспондента на этапе Евролиги в Турции.

 

Советская Белоруссия №120 (24257). Вторник, 2 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter