Осторожно, нас окружает среда

Бороться за экологию нынче модно.
Бороться за экологию нынче модно. Модели снимаются обнаженными в защиту окружающей среды, знаменитости отказываются носить меховые манто и кожаные брюки. Но гораздо более действенными порой оказываются далеко не столь экстравагантные поступки обычных людей.

Каждый второй выпускник Селявичской СШ Слонимского района выбирает себе профессию, так или иначе связанную с природой. И неудивительно: все школьные предметы здесь "экологизированы", обычных уроков практически не бывает - уклон обязывает. Зато привычными стали научные конференции по экологическим проблемам, возникающим при использовании минеральных удобрений, и интегрированные уроки, которые проводят сразу несколько учителей-предметников.

Ребята помладше изучают Красную книгу Беларуси, азы рационального природопользования. Старшеклассники пытаются найти решения экологических задач в мировом масштабе. А у шестилеток есть "подшефное" дерево - 100-летняя липа...

Кружки - также в соответствии с уклоном. Будь то клуб исследователей природы, кружок экологов-краеведов, экотеатр или такая, казалось бы, давно забытая форма, как агитбригада, выступления которой пользуются неизменным успехом. Как-то пропесочили грибных браконьеров, в огромных количествах вывозящих из леса лисички на продажу. Не назвали ни одной фамилии. Но каждый себя узнал!

Руководит всей научной работой в школе необыкновенный учитель - Сергей Клесов. Согласитесь, не часто встретишь в сельской школе кандидата философских наук. Он первым в республике откликнулся на начинание Международного института имени Сахарова и НИИ водных ресурсов, и Селявичская СШ включилась в программу экологического мониторинга "Малым рекам - нашу большую заботу". Дети изучают малые реки, ручейки, кринички. Составляют их паспорта, собирают гербарии и даже исследуют почву. Результат - научные работы, экологические проекты и многочисленные победы в областных и республиканских конкурсах. Только за последние 2 года школа завоевала в них 22 призовых места. В прошлом году, к примеру, научная работа Ларисы Ляшевич и Полины Клесовой по изучению малых рек заняла 2-е место в области и 3-е - в республике. Они исследовали состав воды, сравнивали воду в местных источниках и речках Иорданке, Тростянке, Аковке.

Победительницами заинтересовались и пригласили в Республиканскую биологическую школу. И хотя будущую профессию девочки еще не выбрали, но то, что свяжут свою жизнь с экологией, - уверены. Сейчас 10-классница Полина и 11-классница Лариса работают над новым проектом.

В экологической школе все не так, как в обычной. Вместо производственной практики старшеклассники отправляются на практику экологическую. На велосипедах колесят по окрестностям, наблюдают птиц и насекомых, ведут дневники, организовывают экологические экспедиции: на Нарочь, по Витебской области, на лодках по Щаре, Иссе. А еще создают собственный заказник лекарственных растений. Только сходит снег - на пришкольном участке зацветают пролески, подснежники, чуть позже - земляника, барбарис, шиповник... Занесенные в Красную книгу растения привозили из разных уголков Беларуси буквально по несколько экземпляров. Укутывали их на зиму, ухаживали, лелеяли. Высадили три подснежника, а весной подсчитали - 120 цветков! Значит, при бережном отношении даже исчезающие растения можно сохранить.

Через 7 лет в школе ожидают первый выпуск лицейского класса сельской аграрной школы. К получению именно такого статуса стремятся селявичские педагоги и их ученики. Планов множество: сотрудничество с вузами, новые предметы, например, химия, биология и физика с основами сельскохозяйственного производства.

Пока же на факультативе в 9-м классе юные экологи "борются" с разлитой недавно в океане нефтью. И ставят опыты: как очистить, к примеру, птичье перо от мазута? Нигде в мире пока такую проблему еще не решили. Как знать, может, это удастся селявичским школьникам...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter